ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНЫЙ КУРС «МИР ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНЫЙ КУРС «МИР ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Г.А. Какунина,

МБОУ СШ №70, г. Липецк

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации [2].

Для их формирования недостаточна деятельность учащихся на отдельных уроках, где в приоритете достижение, прежде всего, предметных результатов и ограниченность содержанием программы и рамками урока. Выход из данной ситуации мы нашли через реализацию интегрированного внеурочного курса «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности», который с большим интересом посещают ученики 5 – 8 классов.

Каждое занятие не похоже на предыдущее. Учащиеся выполняют разнообразные лабораторные, практические работы, создают мини-проекты, проводят домашние эксперименты. Восьмиклассники выполняют групповые проекты по исследованию территории школьного двора. Результаты своей работы каждый оформляет в индивидуальный дневник, где прописываются цель, гипотеза, объект и предмет исследования, задачи, использованное оборудование и материалы, ход работы, полученные результаты и то, что не получилось. Темы носят естественно-научную направленность. Например:

Кроме внеурочных занятий на территории школы, организуются экскурсии и занятия и за её приделами. Например, ученики посетили кафедру химии ЛГТУ, где изучали ньютоновские жидкости; Центр агрохимической службы «Липецкий».

Для успешного формирования метапредметных результатов используются следующие принципы организации занятий:

  • доступность;
  • естественность;
  • наглядность;
  • осмысленность;
  • самодеятельность.

Принцип самодеятельности один из самых главных, так как именно самостоятельная деятельность – основной показатель понимания изучаемой учеником проблемы, становления его мировоззренческой позиции [1, c. 9-10].

В результате у учащихся формируются не только метапредметные результаты, но происходит и успешное овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Литература:

  1. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/ [С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).

Интернет ресурсы:

  1. https://минобрнауки.рф/документы/938 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.