Технологическая карта внеурочного занятия курса «Экология»

Денисова Анна Александровна

МБОУ лицей №1 г. Усмани Липецкой области им. Героя Советского Союза Б.А. Котова

 

Технологическая карта внеурочного занятия курса «Экология»

 

Предмет: биология.

Уровень образования: общеобразовательный.

Тема: Экологические факторы среды.

Тип занятия: открытие новых знаний.

Форма проведения урока: объяснительно-иллюстративная, групповая, фронтальная.

Время проведения: 10.10.2017 г.

Участники: 5 класс

Цель занятия: сформировать понятие о факторах, действующих во всех средах обитания, ознакомить с их классификацией.

 

Задачи:

образовательные:

— сформировать у обучающихся знания о базовых понятиях в экологии.

 

развивающие:

— развивать понятие о взаимосвязи организмов со средой обитания;

— развивать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с таблицами, схемами;

— развивать умение правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал; учиться анализировать условия задания и результаты работы;

— развивать навыки грамотного выполнения и оформления записи в тетрадях.

 

воспитательные:

— способствовать развитию коммуникативных способностей при работе в группах;

— способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом;

— воспитывать бережное отношение к природе, культуру труда;

— приучать детей к доброжелательному общению, умению слушать других.

 

Основные понятия: среда обитания, экологические факторы, факторы неживой и живой природы, антропогенный фактор

 

Межпредметные связи: история, география, медицина.

 

Ресурсы: биология: учебник для 5 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. – М.: Вентана-Графф, 2007. – 224с.: ил., электронные ресурсы, презентация, интерактивная доска.

 

 

Этапы занятия Содержание учебного материала.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Формы организации взаимодействия на занятии.

Формирование УУД
I.

Актуализация знаний. Определение потребностей и мотивов.

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы занятия.

Фронтальная беседа:

Слайд 1 (заставка).

— Где обитают живые организмы?

— Как называются эти среды?

— Распределите животных по их средам обитания.

Предлагает на интерактивной доске переместить картинки с животными по их средам обитания

Слайд 2. (для проверки)

— Чем среды обитания отличатся друг от друга?

На интерактивной доске в таблицу расставляют признаки, характерные для сред обитания.

Слайд 3.

 

Предлагает определить тему занятия.

Слайд 4

На слайде 2 меняется положение картинок с животными?

Проблемный вопрос:

— А может ли обитатель водной среды жить в наземно-воздушной среде или наоборот? Почему?

 

Гипотеза: Помогает ученикам сформулировать гипотезу и записать на доске

Слайд 5

Если организмы обитают в определенной среде, то среда действует на них различным образом

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала.

 

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге, работают на интерактивной доске.

 

 

 

Вспоминают, что известно, систематизируют информацию, заполняют таблицу на интерактивной доске.

 

 

 

Формулируют тему занятия.

Один из учеников записывает тему на интерактивной доске, все – в тетради

 

 

 

 

 

Высказывают предложения для формулирования гипотезы, один ученик записывает гипотезу до доске, все – в тетради.

 

 

 

Познавательные:

— построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— структурирование знаний;

Коммуникативные:

— сотрудничество с учителем;

— умение высказывать свои мысли.

II.

Принятие учебных целей и условий их достижения.

Вопрос: какова же цель нашего сегодняшнего занятия?

Слайд 5.

 

 

Определяют, озвучивают и фиксируют в тетради цель занятия.

 

Формулируют задачи:

1. Выяснить какие различают типы экологические факторов.

2. Изучить последствия влияния на организмы человека.

Личностные:

— установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные:

— целеполагание;

— планирование путей достижения целей.

Познавательные:

— постановка и формулирование проблемы;

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— выдвижение гипотезы.

III.

Проверка принятия гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов.

Предлагает отрывки из стихотворений российских поэтов и ставит задачу выделить из стихотворного текста примеры экологических факторов

Слайды 6, 7, 8

Фронтальная беседа:

1. Какое действие испытывает «герой» стихотворения со стороны его окружения?

2. Придумайте название этим факторам.

3. Заполните кластер

Слайд 9

 

 

 

 

 

татов.

 

 

 

 

 

 

Как вы думаете? Почему антропогенный фактор выделен в самостоятельную группу? Приведите и запишите примеры отрицательного и положительного влияния человека на природу, работая в малых группах.

Слайд 10

 

 

 

Предлагает вернуться к гипотезе и посмотреть удалось ли нам ее подтвердить.

Слайд 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают самостоятельно в парах с текстом учебника, заполняют кластер.

Участвуют в обсуждении результатов.

Учащиеся делают вывод:

о разновидностях экологических факторов и их особенностях

 

 

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщают о результатах самостоятельной работы

 

 

 

 

 

самостоятельно заполняют пустые окна схемы в рабочих тетрадях.

 

 

 

 

 

Обучающиеся слушают и делают выводы:

На организмы в любой среде обитания действуют три группы факторов. Антропогенный фактор может иметь положительное и отрицательное значение

 

Участвуют в обсуждении.

 

Личностные:

— оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные:

— планирование путей достижения целей.

Познавательные:

— построение речевого высказывания;

— поиск и выделение необходимой информации;

— структурирование текста в виде схемы и таблицы;

— определение понятиям;

— построение логической цепочки рассуждений;

— обобщение понятий;

— умение делать выводы.

Коммуникативные:

— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— сотрудничество в поиске и сборе информации;

— аргументирование своей точки зрения;

— постановка вопросов;

— умение высказывать свои мысли;

— ведение диалогической и монологической речи.

 

IV.

Итоговый самоконтроль и самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Выполнить тестовые  задания с использованием системы голосования. (Приложение 1.)

Проверка, обсуждение результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание самостоятельно.

 

Участвуют в обсуждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

— умение самостоятельно контролировать своё время;

— контроль в форме сличения результата с эталоном;

— оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата работы.

Познавательные:

— структурирование знаний;

— построение рассуждений;

— анализ объектов с целью выделения признаков;

— умение делать выводы.

Коммуникативные:

— умение высказывать свои мысли.

Познавательные:

— рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Д/з.

 

Предлагаем высказать мнение о занятии, ответить на вопросы:

— Что нового вы сегодня узнали на уроке?

— Что вас удивило?

— Что больше всего понравилось?

— Что осталось непонятным?

 

 

 

 

 

Творческое задание.

Исследуйте какие факторы действуют на вас дома, на улице, в школе.

 

Высказывают мнения, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают д.з. в дневники.

 

Презентация: занятие факторы среды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.