Технологическая карта занятия по внеурочному курсу «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» на тему «Чистые вещества и смеси»

Какунина Галина Александровна,

Учитель биологии и химии МБОУ СОШ №70,

г. Липецк

Технологическая карта занятия по внеурочному курсу

«Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» на тему «Чистые вещества и смеси»

Цели занятия: Познакомить учащихся с понятиями «чистые вещества» и «смеси», с классификацией смесей, основными способами их разделения.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные): Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своей работы на занятии, планировать пути её достижения, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы по проделанной работе, работать с предложенными текстами, работать индивидуально и в группе, овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора.

Личностные: осознание ценности полученных знаний в жизни человека и своей жизни; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и другими участниками занятия.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, доска Smart Board, оборудование для практической групповой работы (колба, химический стакан с водой, спиртовка, спички, пробиркодержатель, магнит, предметное стекло, стеклянные трубочка и палочка, делительная воронка, чистые вещества: растительное масло, сера, поваренная соль, смеси: растительное масло с водой, древесные и железные опилки, сера с песком, солёная вода, маркированные одноразовые стаканы с водопроводной и дистиллированной водой).
Образовательные ресурсы: 1. Химия. Вводный курс. 7 класс: учебное пособие/О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 159, [1] c.: ил.

2. Химия. 7 класс. Практикум к учебному пособию О.С. Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс»/ О.С. Габриелян, И.В. Аксёнова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 75, [5] c.

3. Химия 7 кл.: рабочая тетрадь к учебному пособию О.С. Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс»/ О.С. Габриелян, Г.А. Шипарева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 107, [5] c.

4. http://school-collection.edu.ru

5. http://www.epwr.ru (раздел «Мудрые мысли)

6. http://doshkolniki.org/skazki/mediativnye/287-geroj.html

Технологическая карта занятия

Этапы урока Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Формирование УУД
I. Мотивация к учебной деятельности. Приветствие учащихся.

 

 

Организует познавательную деятельность учащихся:

1. Предлагает просмотреть видеофрагмент и ответить на вопросы:

А. Как можно назвать всё то, что вы увидите одним существительным?

Б. Из чего состоят вещества?

 

2. Предлагает разделить предложенные вещества на две группы и обсудить полученные результаты.

(предложенные вещества, получается разделить двумя различными способами: по агрегатному состоянию и по количеству веществ, находящихся в одной ёмкости).

3. Обращает внимание на второй способ разделения веществ на группы и просит сформулировать тему занятия.

 

 

4. Высказывает сомнение, что в одной группе чистые вещества, а в другой смеси и просит привести доказательства правильности принятого решения.

При попытке привести доказательства возникают затруднения, которые и предстоит разрешить на предстоящем занятии.

5. Просит сформулировать задачи, которые предстоит решить для доказательства принятого решения.

 

Настраиваются на восприятие материала.

Отвечают на вопросы учителя:

А. тела,

Б. веществ.

Делают вывод, что на занятии речь пойдёт о веществах.

Разделяют вещества на две группы и обосновывают своё решение (работают в парах).

 

 

 

Формулируют тему занятия: Чистые вещества и смеси.

 

 

 

 

Затрудняются привести доказательства принятого решения.

Формулируют задачи, решение которых сможет подтвердить или опровергнуть принятое группой решение.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование учебной задачи.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II. Актуализация знаний. Организует актуализацию знаний по темам:

1. Лабораторное оборудование.

2. Правила техники безопасности: при проведении эксперимента, работе со спиртовкой.

 

Беседа с учителем (учащиеся называют лабораторное оборудование у себя на столах, рассказывают правила работы со спиртовкой). Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: контроль, коррекция.

III. Выявление места и причины затруднения. Организовывает фиксацию шага, где возникло затруднение:

Как же доказать, что ваше решение правильное? Что в первой группе находятся чистые вещества, а в другой смеси?

 

 

 

Отвечают на вопросы (чистые вещества разделить на части нельзя, а смеси можно).

Формулируют гипотезу (если мы правильно разделили смеси на две группы: чистые вещества и смеси, то сможем это подтвердить экспериментально).

Познавательные:

умение структурировать знания, постановка и формулирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

IV. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация. Учитель направляет работу, в случае затруднений оказывает помощь учащимся.

Для проверки гипотезы учащиеся выполняют практическую работу по разделению предложенных «веществ», используя предложенное лабораторное оборудование.

 

Результат работы вносится в дневник проектной и учебно-исследовательской деятельности.

 

 

 

 

После окончания работы в парах, проводится физкультминутка. Затем фронтальное обсуждение результатов, возвращение к гипотезе и её аргументирование.

Учитель просит сформулировать вывод по проделанной работе.

*Учащиеся, как правило, относят солёную воду к чистым веществам, а в ходе экспериментальной работы доказывают, что это смесь. Учитель (при обсуждении результатов) делает акцент на том, что смеси можно разделить на две группы однородные и неоднородные, а также на названии способов разделения смесей, которые использовали ученики.

Работают в парах. Вырабатывают план действий по проверке гипотезы.

 

 

 

Фиксируют результат работы в дневниках проектной и учебно — исследовательской деятельности.

Проводят физкультминутку.

Подтверждают или нет выдвинутую гипотезу.

Формулируют выводы.

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи

планирование.

Познавательные:

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

логические:

построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.

V. Первичное закрепление во внешней речи. Заполнение «слепой» схемы на доске Smart Board с последующим проговариванием. Заполняют схему «Вещества» на доске Smart Board, проговаривают полученный результат. Познавательные: умение структурировать знания.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия с самопроверкой.

1) На соответствие

2) «Найди лишнего»?

По результатам выполнения самостоятельной работы организуется рефлексия деятельности по применению нового способа действия.

Выполняют самостоятельно задания на доске Smart Board или на ноутбуках с самопроверкой и самооценкой. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка — оценивание качества и уровня усвоения.
VII. Включение в систему знаний и повторение. Учитель предлагает учащимся выполнить задания:

1. Прочитать отрывки из произведений разных авторов об одном и том же веществе и сравнить их:

А. Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.

Антуан де Сент-Экзюпери

Б. Вода оказалась обжигающе холодной, от нее ломило пальцы. Игорь осторожно попробовал воду — она была очень вкусная, ароматная. «Наверное, это живая вода», — подумал Игорь, вспоминая волшебные сказки. Он чувствовал, как целебная вода разливается по всему его телу, даря силу и здоровье. Зачерпнув воду в шлем, мальчик поспешил напоить ею и своего верного коня.

Мосина Е. С.

2. Вода – это чистое вещество или смесь? Докажите данный факт экспериментально.

Учащиеся выполняют задания, работая индивидуально и в группе, и обсуждают полученные решения. Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: действие смыслообразования.

VIII. Рефлексия учебной деятельности. Рефлексивный анализ учебной деятельности, оценивание учащимися собственной деятельности на занятии.

На доске Smart Board два химических стакана «Да» и «Нет». Учитель просит учащихся выйти к доске и опустить шарики в один них в зависимости от того всё ли им было понятно на занятии, были ли решены поставленные перед собой задачи.

 

 

Оценивают собственную деятельность на уроке, опуская шарики в один из химических стаканов на доске Smart Board. Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.