Какунина Галина Александровна,
Учитель биологии и химии МБОУ СОШ №70,
г. Липецк
Технологическая карта занятия по внеурочному курсу
«Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» на тему «Чистые вещества и смеси»
Цели занятия: | Познакомить учащихся с понятиями «чистые вещества» и «смеси», с классификацией смесей, основными способами их разделения. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные): | Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своей работы на занятии, планировать пути её достижения, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы по проделанной работе, работать с предложенными текстами, работать индивидуально и в группе, овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора.
Личностные: осознание ценности полученных знаний в жизни человека и своей жизни; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и другими участниками занятия. |
Оборудование: | Компьютер, мультимедийный проектор, доска Smart Board, оборудование для практической групповой работы (колба, химический стакан с водой, спиртовка, спички, пробиркодержатель, магнит, предметное стекло, стеклянные трубочка и палочка, делительная воронка, чистые вещества: растительное масло, сера, поваренная соль, смеси: растительное масло с водой, древесные и железные опилки, сера с песком, солёная вода, маркированные одноразовые стаканы с водопроводной и дистиллированной водой). |
Образовательные ресурсы: | 1. Химия. Вводный курс. 7 класс: учебное пособие/О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 159, [1] c.: ил.
2. Химия. 7 класс. Практикум к учебному пособию О.С. Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс»/ О.С. Габриелян, И.В. Аксёнова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 75, [5] c. 3. Химия 7 кл.: рабочая тетрадь к учебному пособию О.С. Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс»/ О.С. Габриелян, Г.А. Шипарева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 107, [5] c. 4. http://school-collection.edu.ru 5. http://www.epwr.ru (раздел «Мудрые мысли) |
Технологическая карта занятия
Этапы урока | Содержание учебного материала.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
I. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие учащихся.
Организует познавательную деятельность учащихся: 1. Предлагает просмотреть видеофрагмент и ответить на вопросы: А. Как можно назвать всё то, что вы увидите одним существительным? Б. Из чего состоят вещества?
2. Предлагает разделить предложенные вещества на две группы и обсудить полученные результаты. (предложенные вещества, получается разделить двумя различными способами: по агрегатному состоянию и по количеству веществ, находящихся в одной ёмкости). 3. Обращает внимание на второй способ разделения веществ на группы и просит сформулировать тему занятия.
4. Высказывает сомнение, что в одной группе чистые вещества, а в другой смеси и просит привести доказательства правильности принятого решения. При попытке привести доказательства возникают затруднения, которые и предстоит разрешить на предстоящем занятии. 5. Просит сформулировать задачи, которые предстоит решить для доказательства принятого решения.
|
Настраиваются на восприятие материала.
Отвечают на вопросы учителя: А. тела, Б. веществ. Делают вывод, что на занятии речь пойдёт о веществах. Разделяют вещества на две группы и обосновывают своё решение (работают в парах).
Формулируют тему занятия: Чистые вещества и смеси.
Затрудняются привести доказательства принятого решения. Формулируют задачи, решение которых сможет подтвердить или опровергнуть принятое группой решение. |
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной задачи. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
|
II. Актуализация знаний. | Организует актуализацию знаний по темам:
1. Лабораторное оборудование. 2. Правила техники безопасности: при проведении эксперимента, работе со спиртовкой.
|
Беседа с учителем (учащиеся называют лабораторное оборудование у себя на столах, рассказывают правила работы со спиртовкой). | Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция. |
|
III. Выявление места и причины затруднения. | Организовывает фиксацию шага, где возникло затруднение:
Как же доказать, что ваше решение правильное? Что в первой группе находятся чистые вещества, а в другой смеси?
|
Отвечают на вопросы (чистые вещества разделить на части нельзя, а смеси можно). Формулируют гипотезу (если мы правильно разделили смеси на две группы: чистые вещества и смеси, то сможем это подтвердить экспериментально). |
Познавательные:
умение структурировать знания, постановка и формулирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация. | Учитель направляет работу, в случае затруднений оказывает помощь учащимся.
Для проверки гипотезы учащиеся выполняют практическую работу по разделению предложенных «веществ», используя предложенное лабораторное оборудование.
Результат работы вносится в дневник проектной и учебно-исследовательской деятельности.
После окончания работы в парах, проводится физкультминутка. Затем фронтальное обсуждение результатов, возвращение к гипотезе и её аргументирование. Учитель просит сформулировать вывод по проделанной работе. *Учащиеся, как правило, относят солёную воду к чистым веществам, а в ходе экспериментальной работы доказывают, что это смесь. Учитель (при обсуждении результатов) делает акцент на том, что смеси можно разделить на две группы однородные и неоднородные, а также на названии способов разделения смесей, которые использовали ученики. |
Работают в парах. Вырабатывают план действий по проверке гипотезы.
Фиксируют результат работы в дневниках проектной и учебно — исследовательской деятельности. Проводят физкультминутку. Подтверждают или нет выдвинутую гипотезу. Формулируют выводы. |
Регулятивные:
планирование. Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли. |
|
V. Первичное закрепление во внешней речи. | Заполнение «слепой» схемы на доске Smart Board с последующим проговариванием. | Заполняют схему «Вещества» на доске Smart Board, проговаривают полученный результат. | Познавательные: умение структурировать знания.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия с самопроверкой.
1) На соответствие 2) «Найди лишнего»? По результатам выполнения самостоятельной работы организуется рефлексия деятельности по применению нового способа действия. |
Выполняют самостоятельно задания на доске Smart Board или на ноутбуках с самопроверкой и самооценкой. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка — оценивание качества и уровня усвоения. | |
VII. Включение в систему знаний и повторение. | Учитель предлагает учащимся выполнить задания:
1. Прочитать отрывки из произведений разных авторов об одном и том же веществе и сравнить их: А. Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. Антуан де Сент-Экзюпери Б. Вода оказалась обжигающе холодной, от нее ломило пальцы. Игорь осторожно попробовал воду — она была очень вкусная, ароматная. «Наверное, это живая вода», — подумал Игорь, вспоминая волшебные сказки. Он чувствовал, как целебная вода разливается по всему его телу, даря силу и здоровье. Зачерпнув воду в шлем, мальчик поспешил напоить ею и своего верного коня. Мосина Е. С. 2. Вода – это чистое вещество или смесь? Докажите данный факт экспериментально. |
Учащиеся выполняют задания, работая индивидуально и в группе, и обсуждают полученные решения. | Регулятивные: прогнозирование.
Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: действие смыслообразования. |
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности. | Рефлексивный анализ учебной деятельности, оценивание учащимися собственной деятельности на занятии.
На доске Smart Board два химических стакана «Да» и «Нет». Учитель просит учащихся выйти к доске и опустить шарики в один них в зависимости от того всё ли им было понятно на занятии, были ли решены поставленные перед собой задачи.
|
Оценивают собственную деятельность на уроке, опуская шарики в один из химических стаканов на доске Smart Board. | Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. |