Содержательные аспекты внеурочной деятельности, ее основные направления, виды и формы
Кузнецова Н.М., доцент кафедры ЕНиМО ГАУДПО ЛО «ИРО»,
Радина М.В., учитель химии и биологии МБОУ СОШ №2 с. Казаки Елецкого муниципального района Липецкой области
Ключевой фигурой образовательного процесса является учитель, от уровня профессионализма педагога зависит решение образовательных задач, а в конечном итоге – будущее общества, вся система экономических и гражданских отношений. Профессиональные компетенции педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризующей его профессионализм (5).
Деятельность учителя по подготовке и осуществлению внеурочной деятельности связана с решением целого ряда вопросов, характерных для современного этапа развития регионального образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Одно из направлений этой деятельности – совершенствование профессиональных компетенций педагога в процессе осуществляемой образовательной деятельности (3).
При разработке и реализации программ внеурочной проектной и учебно-исследовательской деятельности учителю необходимо знать основы методологии исследовательской и проектной деятельности (6):
- Федеральную и региональную нормативную базу работы образовательных организаций;
- Принципы проектирования дополнительных общеразвивающих программ;
- Основные подходы к диагностике метапредметных и личностных результатов образования;
- Основы планирования индивидуальных исследовательских и проектных работ обучающихся;
- Психолого-педагогические условия формирования образовательной среды для реализации исследовательских и проектных работ;
- Производимые комплекты учебно-методического оборудования для реализации исследовательской и проектной деятельности и приемы его адаптации для реализации исследовательских и проектных задач.
Знания основы методологии исследовательской и проектной деятельности углубляются в процесс разработке и реализации программ внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно – урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- духовно – нравственное;
- физкультурно – спортивное;
- спортивно – оздоровительное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
ФГОС предлагает рассматривать данные направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
Разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников стандарт предлагает основывать на видах деятельности (4). Внеурочная деятельность может реализоваться в таких формах, как кружки, краеведческая работа, студии, сетевые сообщества, школьные клубы и секции, юношеские организации, научно – практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно – полезные практики, объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений (Таблица 1).
Таблица 1
Основные характеристики внеурочной деятельности
Основные направления внеурочной деятельности — | Виды
внеурочной деятельности |
Формы
внеурочной деятельности |
· духовно – нравственное;
· физкультурно – спортивное; · спортивно – оздоровительное; · социальное; · общеинтеллектуальное; общекультурное.
|
· игровая деятельность;
· познавательная деятельность; · проблемно-ценностное общение; · досугово-развлекательная деятельность; · художественное творчество; · социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) и др.
|
кружки, курсы, краеведческая работа, студии, сетевые сообщества, школьные клубы и секции, юношеские организации, научно – практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования другие формы. |
В рамках реализации ФГОС организация внеурочной деятельности (3) является непростой задачей. Возникает множество проблем, среди которых недостаточное научно – методическое и программное обеспечение воспитательного процесса во внеурочной деятельности. В этой связи рассмотрим некоторые вопросы организации и осуществления внеурочной деятельности педагогами Липецкой области на основе одного из направлений внеурочной деятельности – общеинтеллектуального. На основе данного содержательного ориентира (направления) определялись преобладающие виды внеурочной деятельности. Реализация конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывалась на видах деятельности (фрагмент таблицы 1).
Основные направления внеурочной деятельности — | Виды
внеурочной деятельности |
Формы
внеурочной деятельности |
· общеинтеллектуальное
|
· игровая деятельность;
· познавательная деятельность; · проблемно-ценностное общение.
|
кружки, краеведческая работа, сетевые сообщества, научно – практические конференции, школьные научные общества, экскурсии, поисковые и научные исследования. |
Одним из ключевых моментов подготовки к внеурочной деятельности является планирование достижения образовательных результатов учащихся.
Приведем фрагмент планирования (таблица 2) достижения образовательных результатов учащихся по программе внеурочной деятельности «Клуба исследователей» учителя химии и биологии МБОУ СОШ №2 с. Казаки Елецкого муниципального района Липецкой области Радиной М.В.
Предмет: внеурочная деятельность
Уровень образования: основное общее образование.
Тема занятия: «Организация проектно-исследовательской деятельности».
Тип занятия: урок открытия нового знания.
Форма проведения: фронтальная работа, работа в группах, парах, игровая форма
Участники: учащиеся 5 класса.
Цель: сформировать понятие о проектно-исследовательской деятельности, познакомить учащихся с некоторыми проектами и исследовательскими работами; показать их важность в жизни современного человека.
Таблица 2
Планируемые результаты обучения:
Личностные
результаты |
Метапредметные результаты | Предметные
результаты |
||
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||
Самоопределение,
смыслообразование, устанавливающее связь между целью учебной деятельности и её мотивом, оценивание содержания на основе социальных и личностных ценностей. |
Поиск необходимой информации, умение строить речевое высказывание в устной форме, самостоятельное выделение и формулирование цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, умение выделять в тексте главное, умение преобразовывать текст в схему и схему в устный рассказ, оценка процесса и результата деятельности. | Умение слушать и вступать в беседу, учитывать позиции партнера, умение строить продуктивное взаимодействие в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли.
|
Целеполагание, соотнесение того, что известно учащимися и того, что ещё неизвестно; планирование проектно-исследовательской деятельности; прогнозирование результатов; контроль, коррекция, оценка уровня знаний учащихся; саморегуляция | Осознание важности знаний проектной и исследовательской деятельности в жизни современного человека. Определение проблемы, темы, цели и задач исследования.
Выбор направления и определение основных этапов исследования.
|
Рабочие программы курсов (7) внеурочной деятельности должны содержать: 1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) тематическое планирование.
Приведём перечень — ориентир в помощь учителю, который может быть полезен при написании рабочей программы.
Формами организации учебных занятий являются кружки, круглые столы, краеведческая работа, студии, сетевые сообщества, школьные клубы и секции, юношеские организации, научно – практические конференции, школьные научные общества, диспуты, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно – полезные практики, игровые моменты, проекты и другие формы.
Организационные формы обучения: Фронтальная, групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава, Коллективная форма организации обучения.
Основные виды деятельности учащихся. Приведённый перечень — ориентир в помощь учителю, который может быть полезен при написании рабочей программы. «…При изучении материала по предметам для использования на учебных занятиях, во внеурочное время, при выполнении домашних заданий могут быть рекомендованы следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся» (1):
I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Написание рефератов и докладов. Решение текстовых количественных и качественных задач. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала.
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов. Анализ графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам. Анализ проблемных ситуаций.
III – виды деятельности с практической (опытной) основой:
Решение экспериментальных задач. Работа с раздаточным материалом. Сбор и классификация коллекционного материала. Постановка фронтальных опытов. Выполнение фронтальных лабораторных работ. Выполнение работ практикума. Разработка новых вариантов опыта. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Проведение исследовательского эксперимента. Моделирование и конструирование.
Приведем пример фрагмента содержания программы внеурочной деятельности «Клуба исследователей» учителя химии и биологии МБОУ СОШ №2 с. Казаки Елецкого муниципального района Липецкой области Радиной М.В.
В программе продумано содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности:
Содержание | Преимущественные формы организации | Виды деятельности | |
Введение в проектно-исследовательскую деятельность (5 ч) | |||
1 | Что такое проект, исследование. Организация исследования. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся и их важности в жизни современного человека. Структура проекта. Понятие о проблеме. Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Цели и задачи исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Основные этапы исследования. | Групповая работа
Игровая форма Дискуссия
|
Презентация исследовательских работ учащихся. Упражнения по выявлению проблемы, формулированию темы и постановке цели исследования.
Игра «Посмотри на мир другими глазами».
|
2 | Выдвижение гипотез. Методы исследования. Понятие о гипотезе. Формулирование гипотезы. Её значение в исследовательской работе. Виды гипотез. Подтверждение или опровержение гипотез. Методы исследования: эксперимент, наблюдение, анкетирование, моделирование. Техника безопасности. | Игровая форма
Практическое занятие.
|
Упражнения по формулированию гипотез. Игра «Найди причину». Проведение мини-экспериментов. Составление плана исследования. Знакомство с оборудованием. |
3 | Познание окружающего мира. Наблюдение – основной способ познания окружающего мира. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. | Экскурсия в природу | Оформление результатов наблюдений. |
4 | Источники информации. Источники информации: книги, кино- и телефильмы, Интернет, родители, знакомые. Правила оформления списка используемой литературы, электронных источников | Экскурсия в библиотеку | Работа с энциклопедиями, словарями, Интернетом. |
5 | Интересные факты в живом мире. | Виртуальная экскурсия.
Дискуссия |
Просмотр видеофильмов. |
Таким образом, при организации внеурочной деятельности важно учитывать ее содержательные аспекты: основные направления, виды, формы организации учебных занятий и виды деятельности учащихся.
Современное образование, основанное на реализации ФГОС, направленно на создание целостного образовательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, направленной на решение задач воспитания и обучения в интересах ученика, общества и государства.
Литература
- Беликов В.А. «Основные виды и уровни организации учебно-познавательной деятельности учащихся» в монографии «Образование. Деятельность. Личность.» Издательство «Академия Естествознания», 2010.
- Кузнецова Н.М., Какунина Г.А. Совершенствование профессиональных компетенций педагога при разработке и реализации программ инновационной деятельности. [Текст] / Н.М. Кузнецова // РОСТ. – 2016. – №(2) 29– С. 28 –34.
- «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04 2015 г. № 1/15)
- Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение.2010 (2012) гг.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1577 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 17 декабря 2010 г. n 1897.