СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.М.Кузнецова, к.п.н.,

доцент кафедры естественнонаучного и математического образования ГАУДПО Липецкой области «ИРО», e-mail: Kuznetsova-biol@mail.ru

Г.А. Какунина, учитель биологии МБОУ СШ №70 г. Липецк,

e-mail: g.kakunina@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются пути совершенствования профессиональных компетенций педагога а процессе разработки и реализации Программы инновационной деятельности площадки ГАУДПО ЛО «ИРО» «Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС ООО». Для определения сущности и главных направлений исследования данной инновационной площадки, в контексте формируемых компетенций, в статье анализируется модель эффективного взаимодействия основных компонентов исследования по формированию метапредметных умений учащихся.

Ключевые слова: профессиональные компетенции учителя, проектная и учебно-исследовательская деятельность, формирование метапредметных умений, умения учиться, инновационная программа, профессиональный стандарт педагога.

Abstract: This article discusses ways to improve the professional competencies of teachers and the development and implementation of the Programme of innovation platforms GAUDPO LO «IRO» «project, educational and research activities of students as a basis for the formation of metasubject skills in a GEF implementing LLC». To determine the nature and main lines of research of this innovative platform, formed in the context of competences, analyzed a model of effective interaction between the main components of the research on the formation of metasubject abilities of pupils.

Keywords: professional competence of teachers, design and educational and research activities, the formation of metasubject skills, ability to learn, innovative software, a professional teacher standard.

Ключевой фигурой образовательного процесса является учитель, от уровня профессионализма педагога зависит решение образовательных задач, а в конечном итоге – будущее общества, вся система экономических и гражданских отношений. Профессиональные компетенции педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризующей его профессионализм (5).

Так, педагогами МБОУ СОШ №70 совместно с Институтом развития образования разработана Программа инновационной деятельности площадки ГАУДПО ЛО «ИРО» «Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС ООО». Деятельность данной площадки связана с необходимостью решения целого ряда вопросов, характерных для современного этапа развития региональной системы образования в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта. Одно из направлений этой деятельности – совершенствование профессиональных компетенций педагога в процессе осуществляемой образовательной деятельности.

Существующие классификаторы педагогических компетенций педагога для Высшей школы (направление подготовки 050100, педагогическое образование) определяют формируемые компетенции молодого педагога (6). Современные образовательные требования в условиях реализации стандарта, определяют пути совершенствования компетенций педагога в этом направлении.

 

При разработке и реализации программ внеурочной проектной и учебно-исследовательской деятельности учителю необходимо знать основы методологии исследовательской и проектной деятельности (6):

  • Федеральную и региональную нормативную базу работы образовательных организаций;
  • Принципы проектирования дополнительных общеразвивающих программ;
  • Основные подходы к диагностике метапредметных и личностных результатов образования;
  • Основы планирования индивидуальных исследовательских и проектных работ обучающихся;
  • Психолого-педагогические условия формирования образовательной среды для реализации исследовательских и проектных работ;
  • Производимые комплекты учебно-методического оборудования для реализации исследовательской и проектной деятельности и приемы его адаптации для реализации исследовательских и проектных задач.

Знания основы методологии исследовательской и проектной деятельности углубляются в процесс разработке и реализации инновационных программ. Так, при создании программы инновационной деятельности площадки ГАУДПО ЛО «ИРО» «Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС ООО», педагогами школы были изучены основы методологии исследовательской и проектной деятельности.

Продуктивность этой работы обусловлена деятельностью, обеспечившей развитие компетенций учителя (схема 1):

Схема 1

Деятельность, обеспечившая развитие профессиональных компетенций учителя при разработке инновационной программы

Для реализации программы инновационной площадки «Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС ООО» педагоги совместно с кафедрой естественно — научных и математических дисциплин ГАУДПО ЛО «ИРО» наметили дальнейшие пути совершенствования своего мастерства (схема 2).

Схема 2

Деятельность, обеспечивающая развитие профессиональных компетенций учителя при реализации инновационной программы

Деятельность, обеспечивающая развитие профессиональных компетенций учителя при создании и реализации данной инновационной программы, связана с её целями:

  • Развитие метапредметных умений учащихся через интегрированный внеурочный курс «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» для овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
  • Использование полученных результатов для обеспечения преемственности внеурочной и урочной деятельности учащихся.

Для определения сущности и главных направлений исследования данной инновационной площадки, в контексте формируемых компетенций, рассмотрим модель эффективного взаимодействия основных компонентов исследования по формированию метапредметных умений учащихся (схема 3).

Схема 3

Модель эффективного взаимодействия основных компонентов исследования по формированию метапредметных умений

Раскроем основные составляющие каждого компонента модели:

  1. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода (2). По ФГОС ОО различают несколько основных направлений учебно-исследовательской деятельности:
  2. Проектная деятельность – это деятельность, направленная на создание новых объектов практически значимых для учащихся и предполагает следующие направления работы в рамках внеурочного курса (6):

Помимо специфических черт учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся имеют общие, что связывает их в единое целое. Это целеполагание, формулировка задач, которые следует решить, планирование, оформление результатов, а также выбор методов, приёмов и средств, адекватных поставленным целям работы (3).

  1. Для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках внеурочного курса «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» предполагается создание следующих учебно-методических условий:

Формы организации занятий:

  • исследовательская практика обучающихся;
  • образовательные экспедиции (экскурсии)

Технология – деятельностный подход в обучении

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальный
  • групповой

Использование ЭОР и разнообразных средств обучения

  1. Стандарт устанавливает требования к метапредметным умениям освоения Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО) (8), включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (1).

Любая наука представляет собой систему связанных друг с другом понятий. Содержание школьных учебных дисциплин является своеобразной проекцией соответствующей науки. В разных учебных дисциплинах можно выделить понятия, обозначенные одним и тем же термином и имеющие одинаковое значение, и смысл. Такие понятия называются межпредметными, именно усвоение межпредметных понятий лежит в основе формирования целостной естественнонаучной картины мира.

  1. Метапредметные умения обеспечивают овладение учащимися ключевыми компетенциями (4). Компетенция – это система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем.

Внеурочная программа «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» будет способствовать формированию следующих ключевых компетентностей (1):

  • ценностно-смысловых
  • общекультурных
  • учебно-познавательных
  • информационных
  • коммуникативных
  • компетенций личностного самосовершенствования.

Использование полученных результатов будет необходимо для обеспечения преемственности внеурочной и урочной деятельности учащихся (схема 4).

Схема 4

Преемственность внеурочной и урочной деятельности учащихся

Таким образом, определив на практике эффективность представленной модели взаимодействия основных компонентов исследования по формированию метапредметных умений, исследование планирует (начало – апрель 2016 года, окончание – декабрь 2018 года) достигнуть следующих результатов:

  • Функционирование созданной модели эффективного взаимодействия основных её компонентов по формированию метапредметных умений в рамках внеурочного курса «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности».
  • Создание оптимальных учебно-методических условий для реализации программы «Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС ООО».
  • Повышение уровня сформированности метапредметных умений у учащихся 5-6 классов, занимавшихся по программе внеурочного курса «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности».
  • Формирование у учащихся целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры диалогического общения.
  • Активизация познавательной деятельности учащихся.
  • Трансляция педагогического опыта на региональном и муниципальном уровнях.

В связи с тем, что заявленное исследование по вопросам формирования УУД во внеурочной учебно-исследовательской и проектной деятельности (8) является актуальным при реализации требований стандарта, в рамках данной инновационной площадки предполагается расширение сотрудничества с педагогами других школ области (7). Сетевое взаимодействие образовательных учреждений (в рамках вопросов данной инновационной площадки) послужит не только решению задач создания единой образовательной среды путём объединения усилий педагогов школ, повышению эффективности использования накопленного опыта, но и будет более эффективно решать вопросы развития профессиональных компетенций педагога в этом направлении:

готовность применять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

способность руководить исследовательской работой учащихся;

способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (4).

Таким образом, работа по созданию и реализации программы инновационной площадки ГАУДПО ЛО «ИРО» «Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС ООО» станет школой саморазвития и для учителей, что поможет педагогам успешно формировать и развивать профессиональные компетенции – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач (5).

Литература:

  1. Асмолов А.С. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя / под ред. А.С. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. -159с. (Стандарты второго поколения).
  2. Гарданова Э. Ф. Проектная и исследовательская деятельность школьников как средство формирования ключевых компетентностей // Молодой ученый. — 2014. — №4.
  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова.— 2-е изд.- М..: Просвещение, 2011. -192 с.- (Работаем по новым стандартам). 3. Савенков И.А.Учим детей выдвигать гипотезы изадавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76–86.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. (Стандарты второго поколения).

Интернет ресурсы:

5. http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php?SECTION_ID=2111&MAGAZINE_ID=65385 Профессиональный стандарт педагога

  1. http://foxford.ru/courses?course_type_id=3 Фоксфорд. «ФГОС. Проектная и исследовательская деятельность».

7. https://globallab.org/ru/. ГлобалЛаб.

8. http://fgosreestr.ru/ Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.