МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 села Казаки
Елецкого муниципального района Липецкой области
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Клуб исследователей»
социального направления
для 5-7 классов по ФГОС
Учитель
Радина Марина Валентиновна
2017 г
Пояснительная записка
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Актуальность проектно-исследовательской деятельности сегодня диктует ФГОС нового поколения и требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного метода, проектно-исследовательской деятельности как основы формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС ООО. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах.
Рабочая программа курса «Клуб исследователей» (5-7 классы) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.
Содержание направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.
Цели и задачи курса «Клуб исследователей»
Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность,
- развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
- формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Основные направления курса:
- Реализация межпредметной интеграции естественно-научных дисциплин;
- Отражение интеграции естественно-научного и гуманитарного знания, связей с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;
- Отражение интеграции внеурочной и урочной деятельности;
- Воспитание ценностного, компетентного отношения к окружающему миру.
Курс основывается на тесной межпредметной интеграции дисциплин естественно-научного цикла, урочной и внеурочной деятельности, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, исследование, моделирование, создание проектов), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается.
Место внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа «Клуб исследователей» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», социальное направление. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №2 с.Казаки на данный курс в 5, 6, 7 классах отводится по 1 часу в неделю. Соответственно программа рассчитана на 102 часа (34+34+34).
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение занятий в группах, парах и индивидуально. Проектно-исследовательская деятельность включает проведение наблюдений, экспериментов, экскурсий, интервью, викторин, встреч с интересными людьми; предусматривает поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Формы проведения занятий: беседа, дискуссия, диспут, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультации.
Методы контроля: защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии:
- проектная;
- исследовательская;
- технология деятельностного метода;
- технология проблемного обучения;
- технология поисковой деятельности;
- информационно-коммуникационные;
- здоровьесберегающие.
Результат проектно-исследовательской деятельности — это личностно или общественно значимый продукт: модель, макет, рассказ, доклад, газета, книга, фотоальбом, стенд, выставка, буклет, коллекция, гербарий, электронная презентация,
По окончании каждого года проводится промежуточная аттестация.
Формой проведения промежуточной аттестации является защита группового проекта.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Клуб исследователей»
Личностные результаты
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости
- Расширять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- Ориентировать себя на понимание и успех во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- Формировать экологическое мышление
- Осознавать необходимость полученных знаний в практической деятельности и применение их в жизни.
- Закреплять устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
- Прогнозирование — выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели.
- Планирование — составление плана (индивидуально или в группе) и последовательности действий решения проблемы.
- Контроль и коррекция — работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
Познавательные УУД.
Общеучебные универсальные действия:
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
- Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
- Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов и явлений.
- Подведение под понятие, выведение следствий.
- Установление причинно-следственных связей.
- Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
- Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- Формулирование проблемы.
- Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Разрешение конфликтов.
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
- Умение работать в группах, парах
Предметные результаты
Учащиеся научатся определять:
- основные этапы организации проектно-исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения,
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
- правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
- работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами, компьютерными программами
Возможные результаты проектно-исследовательской деятельности учащихся:
фотоальбом, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция, макет, модель, плакат, стенд, сказка, стенгазета, доклад, конференция, электронная презентация, буклет
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КЛУБ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»
5 класс (34 часа)
Содержание | Формы организации | Виды деятельности | |
Введение в проектно-исследовательскую деятельность (4 ч) | |||
1 | Как стать исследователем. Организация проектно-исследовательской деятельности. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся и их важности в жизни современного человека. Структура проекта. Понятие о проблеме. Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Цели и задачи исследования. Основные этапы исследования. Понятие о гипотезе. Формулирование гипотезы. Её значение в исследовательской работе. Виды гипотез. Подтверждение или опровержение гипотез. | Групповая работа
Игровая форма Дискуссия
|
Презентация исследовательских работ учащихся. Упражнения по выявлению проблемы, формулированию гипотезы, темы и постановки цели исследования.
Игра «Посмотри на мир другими глазами».
|
2 | Методы исследования: эксперимент, наблюдение, анкетирование, моделирование. Техника безопасности при проведении исследований, экспериментов. Знакомство с лабораторной посудой и оборудованием.
|
Практическое
занятие. «Техника безопасности и приемы обращения с лабораторным оборудованием» |
Проведение мини-экспериментов. Составление плана исследования. |
3 | Познание окружающего мира. Наблюдение – основной способ познания окружающего мира. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Оборудование для исследований. Увеличительные приборы. Устройство микроскопа и приёмы работы с ним.
|
Лабораторная работа «Приготовление микропрепаратов. Рассмотрение микрообъектов под микроскопом» | Знакомство с разными видами микроскопов. Приготовление микропрепаратов. Оформление результатов наблюдений. |
4 | Интересные факты в живом мире. Источники информации. Источники информации: книги, кино- и телефильмы, Интернет, родители, знакомые. Правила оформления списка используемой литературы, электронных источников. Создание презентаций, буклетов, веб-сайтов.
|
Групповая работа
Дискуссия |
Работа с энциклопедиями, словарями, Интернетом. Знакомство с компьютерными программами PowerPoint, Paint, Publicher. Просмотр видеофильмов. Выбор тем для проектов и исследований |
Раздел 1. Экологическое состояние нашей местности (4 ч) | |||
1 | Проект «Вода-источник жизни». Вода на планете Земля. Растворение веществ в воде. Запасы пресной воды. Чистая и загрязненная вода. Источники загрязнения воды. Значение воды в природе и жизни человека. | Практическая работа «Растворение веществ в воде»
|
Работа с лабораторным оборудованием |
2 | Водоемы с.Казаки. Описание рек и прудов нашей местности. Экологическое состояние родников | Экскурсия | Составление карты-схемы водоёмов с. Казаки |
3 | Очистка воды от примесей. Методы очистки воды. Исследование родниковой воды. Работа над проектом. | Практическая работа «Очистка воды от примесей» | Проведение эксперимента
Наблюдение, оформление результатов |
4 | Защита проекта | ||
Раздел 2. Твоё здоровье в твоих руках (13ч) | |||
1 | Наши невидимые спутники | Лабораторная работа «Бактерии под микроскопом» | Работа с микроскопом.
Приготовление микропрепаратов и рассматривание готовых микропрепаратов под микроскопом. |
2 | Проект «Вирус гриппа – опасность для человека!» Вирусы — внутриклеточные паразиты. Вирусные заболевания и борьба с ними. Грипп. Бешенство. СПИД. Вакцинация. | Групповая работа | Работа с Интернет-источниками, дополнительной литературой. Сбор информации. Анкетирование |
3 | Исследование заболеваемости вирусными болезнями учащихся школы №2 с.Казаки. Работа над проектом. | Коллективная работа.
Дискуссия |
Просмотр видеофильма |
4 | Создание проектов. Оформление результатов. | Работа в парах | Оформление буклетов. Оформление стенгазеты |
5 | Защита проектов | Презентация | |
6 | Проект «Жизнь без дыма сигарет». Состав табачного дыма и его опасность для здоровья человека. Пассивное курение. Как бросить курить. | Дискуссия | Социальный опрос. Анкетирование |
7 | Влияние никотина на организм человека и семена растений. | Практическая работа «Влияние никотина на организм человека и семена растений» | Мини-исследование |
8 | Создание проекта. Оформление результатов проекта. | Работа в парах | Оформление буклетов, памяток для детей и взрослых. Моделирование макетов |
9 | Защита проектов | Выступления учащихся | |
10 | Проект «Алкоголь и здоровье». Влияние алкоголя на здоровье человека. Последствия алкоголизма. | Групповая работа | Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. |
11 | Влияние алкоголя на живые организмы. | Практическая работа «Влияние алкоголя на живые организмы» | Мини-исследование |
12 | Работа над проектом. Создание проекта. | Групповая работа | Оформление результатов проекта, создание буклетов. Оформление стенгазеты |
13 | Защита проекта | Выступления учащихся | |
Раздел 3. Правильное питание — залог здоровья (4ч) | |||
1 | Здоровая и вредная пища. Продукты питания с грядки. Плесень — опасная болезнь хлеба и продуктов питания. Условия возникновения плесени. | Фронтальная работа | Викторина |
2 | Проект «Загадочная плесень». Плесень, съедающая крахмал. Роль плесени в природе и жизни человека. | Практическая работа «Исследование плесени на разных продуктах под микроскопом» | Работа с микроскопом |
3 | Работа над проектом. Оформление результатов. | Работа в группах | Составление презентации |
4 | Защита проекта | ||
Раздел 4. Удивительное рядом (4ч) | |||
1 | Проект «Удивительный мир кристаллов»
Кристаллы вокруг нас. Знакомство с кристаллами. Экскурсия в мир кристаллов. |
Дискуссия | Просмотр презентации. Просмотр видеоролика |
2 | Выращивание кристаллов. Работа над проектом. | Практическая работа «Выращивание кристаллов» | Мини-исследование.
Работа с микроскопом |
3 | Кристаллы под микроскопом. Работа над проектом, оформление результатов. | Индивидуальная работа | Работа с микроскопом |
4 | Защита проекта | ||
Раздел 5. Растительный мир нашей местности. Подведение итогов (5 ч) | |||
1 | Растительные сообщества нашей местности. Лекарственные, сорные, культурные растения их значение в природе и жизни человека. | Экскурсия
Групповая форма |
Сбор гербария.
Оформление альбома «Мой родной край» |
2 | Заповедник «Галичья гора». Урочища заповедника. Видовое разнообразие заповедника «Галичья гора». | Экскурсия на Воргольские скалы | Оформление фотоальбома,
фотоколлажа |
3 | Выбор темы и создание группового проекта. Предполагаемые темы: «Видовое разнообразие растений и животных урочища «Воргольские скалы», «Лекарственные растения нашей местности», «Азбука растений моего края», «Красная книга с. Казаки и прилегающей к нему территории», «Лекарственные растения на подоконнике» и др. | Беседа о проблемах
|
|
4 | Защита проектов. | Дискуссия | Выступления учащихся |
5 | Подведение итогов работы «Клуба исследователей» | ||
ИТОГО: 34 ч |
6 класс (34 часа)
№ | Содержание | Формы
организации |
Виды деятельности |
Раздел 1. Мир растений. Морфология растений (4 ч) | |||
1 | Многообразие растений нашей местности. Исследование видового состава, жизненных форм растений нашей местности. | Экскурсия «Исследование видового состава, жизненных форм растений нашей местности» | Оформление результатов экскурсии. Фотоотчет |
2 | Органы растений. Изготовление моделей органов растений
|
Практическая
работа «Изготовление моделей органов растений». Работа в парах. |
Изготовление моделей растений |
3 | Морфологические особенности растений. Особенности строения корня, побега, листорасположение, структура листа, жилкование, строение цветка, плодов. | Лабораторная работа. Работа в парах. | Находят органы. Зарисовывают растение, проводят измерения размеров |
4 | Работа с натуральными объектами. Проращивание семян растений. Виды прорастания семян. | Практическая работа «Проращивание семян однодольных и двудольных растений». Работа в парах. | Измерение размеров, зарисовка |
Раздел 2. Органы растений. Анатомия и физиология растений (20 ч) | |||
1/5 | Анатомическое строение растений. Гистология. | Лабораторная работа «Виды тканей растений и их функции» | Работа с микроскопом |
2/6 | Условия прорастания семян. Закладка опытов. Подготовка почвы для выращивания рассады культурных растений.
|
Практическая работа «Условия прорастания семян»
Практическая работа «Закладка семян в почву и правила ухода за рассадой |
Постановка опытов. Наблюдение, оформление результатов
|
3/7 | Микроскопическое строение корня. Удивительные корни. | Лабораторная работа «Изучение внутреннего строения корня» | Работа с микроскопом |
4/8 | Микроскопическое строение листа. Поперечный и продольный срез. | Лабораторная работа «Изучение внутреннего строения листа». | |
5/9 | Микроскопическое строение стебля. Поперечный и продольный срез. Годичные кольца. | Лабораторная работа «Изучение внутреннего строения стебля». | Работа с микроскопом |
6/10 | Практическая работа «Подсчет годичных колец». Проект. | Практическая работа «Подсчет годичных колец». | |
7/11 | Изучение цветков различных растений на моделях и натуральных объектах. Диаграммы цветков. | Лабораторная работа «Составление диаграмм цветков» | Работа с моделями, гербарием, натуральными объектами |
8/12 | Проект «Соцветия». Изготовление соцветий | Практическая работа «Изготовление соцветий» | |
9/13 | Значение плодов и семян в жизни человека | Практическая работа «Изучение способов распространения семян и плодов» | Работа с коллекциями |
10/14 | Особенности жизнедеятельности растений. Дыхание, фотосинтез, тропизмы. Сезонные изменения в жизни растений. | Экскурсия | Просмотр видеофильма |
11/15 | Обмен веществ в клетке. Активность ферментов | Лабораторная работа «Каталитическая активность ферментов в живых и мёртвых клетках растений» | Работа с микроскопом. Проведение мини-исследований |
12/16 | Свойства живой растительной клетки.
Функции цитоплазмы. Движение цитоплазмы. Функции клеточной мембраны. Плазмолиз и деплазмолиз в клетке. |
Лабораторная работа «Изучение свойств живой растительной клетки. Движение цитоплазмы. Плазмолиз» | Работа с микроскопом. Проведение мини-исследований |
13/17 | Вода в жизни растений. Процессы транспирации. Передвижение веществ внутри растения. | Практическая работа
«Наблюдение за процессами передвижения веществ внутри растения с использованием красящих растворов» |
Постановка опытов |
14/18 | Солнце и свет в жизни растений. Опыты по фотосинтезу. | Практическая работа «Фотосинтез у растений» | Постановка опытов по фотосинтезу. |
15/19 | Результаты эксперимента по фотосинтезу. Обнаружение крахмала в листьях. | Лабораторная работа «Обнаружение кислорода в банке. Обнаружение крахмала в листе» | Обсуждение результатов эксперимента |
16/20 | Воздух – необходимое условие жизни растений. Проведение опытов по дыханию. | Практическая работа «Дыхание семян» | Презентация |
17/21 | Результаты эксперимента. | Дискуссия | Обсуждение результатов эксперимента |
18/22 | Комнатные растения. Биологические особенности комнатных растений и их влияние на организм человека. | Лабораторная работа «Определение комнатных растений в кабинете биологии» | Работа с определителями, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами |
19/23 | Размножение комнатных растений. Черенкование комнатных растений | Практическая работа «Черенкование комнатных растений» | |
20/24 | Комнатные растения в кабинете биологии | Практическая работа «Изготовление этикеток для комнатных растений» | Работа с определителями, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами |
Раздел 3. Систематика растений (3ч) | |||
1/25 | Многообразие растений. Систематические единицы. Отделы растений. Определение отделов растений. | Лабораторная работа «Определение отделов растений» | Работа с определителями растений |
2/26 | Определение растений класса Двудольные | Лабораторная работа «Определение растений класса Двудольные» | Работа с определителями растений |
3/27 | Определение растений класса Однодольные | Лабораторная работа «Определение растений класса Однодольные» | Работа с определителями растений |
Раздел 4. Экология растений. Охрана растений нашей местности. (2 ч) | |||
1/28 | Экологические особенности произрастания растений разных биогеоценозов нашей местности. Географический ареал их распространения. Редкие растения. | Экскурсия | Сбор гербария.
Оформление альбома «Мой родной край» |
2/29 | Сезонные изменения в жизни растений.
Фенологические наблюдения за растением Набухание почек, распускание листьев. |
Экскурсия. | Сбор гербария.
Оформление альбома «Мой родной край» |
Раздел 5. Творческая мастерская. Создание проектов (5 ч) | |||
1/30 | Выбор темы проекта. Органы растений и их значение для человека. Роль растения в природе и жизни человека. Рецепты и информация об использовании растений человеком. Пищевые, лекарственные растения. Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растениях. Растения в литературных и музыкальных произведениях | Дискуссия | Формирование личностных и коммуникативных УУД |
2/31 | Работа над проектом. | Чаепитие | |
3/32 | Защита проектов. | Дискуссия. Викторина. | Выступления учащихся |
4/33 | Защита проектов. | Дискуссия. Викторина | Выступления учащихся |
5/34 | Подведение итогов работы «Клуба исследователей». Экологический десант по уборке школьной территории | ||
ИТОГО: 34 ч |
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Клуб исследователей» для 5 кл
№
ур |
Наименование раздела и
темы урока |
Содержание изучаемой темы урока | Кол-во час |
Введение в проектно-исследовательскую деятельность (5 ч) | |||
1 | Организация проектно-исследовательской деятельности. | Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся и их важности в жизни современного человека. Структура проекта. Понятие о проблеме. Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Цели и задачи исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Основные этапы исследования. Понятие о гипотезе. Формулирование гипотезы. Её значение в исследовательской работе. Виды гипотез. Подтверждение или опровержение гипотез. | 1 |
2 | Методы исследования. Практическая работа. «Техника безопасности и приемы обращения с лабораторным оборудованием» | Методы исследования: эксперимент, наблюдение, анкетирование, моделирование. Техника безопасности при проведении исследований, экспериментов. Знакомство с лабораторной посудой и оборудованием. | 1 |
3 | Познание окружающего мира. Лабораторная работа «Приготовление микропрепаратов. Рассмотрение микрообъектов под микроскопом» | Наблюдение – основной способ познания окружающего мира. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Увеличительные приборы. Устройство микроскопа и приёмы работы с ним. | 1 |
4 | Источники информации. | Источники информации: книги, кино- и телефильмы, Интернет, родители, знакомые. Правила оформления списка используемой литературы, электронных источников. Работа с компьютерными программами PowerPoint, Paint, Publicher. | 1 |
5 | Интересные факты в живом мире. | Виртуальная экскурсия. | 1 |
Раздел 1. Экологическое состояние нашей местности (4 ч) | |||
1 | Проект «Вода-источник жизни». Практическая работа «Растворение веществ в воде»
|
Вода на планете Земля. Растворение веществ в воде. Запасы пресной воды. Чистая и загрязненная вода. Источники загрязнения воды. Значение воды в природе и жизни человека. | 1 |
2 | Водоемы с.Казаки. Экскурсия | Описание рек и прудов нашей местности. Экологическое состояние родников. | 1 |
3 | Практическая работа. «Очистка воды от примесей». | Методы очистки воды. Исследование родниковой воды. Работа над проектом. Оформление результатов | 1 |
4 | Защита проекта | 1 | |
Раздел 2. Твоё здоровье в твоих руках (12ч) | |||
1 | Проект «Вирус гриппа – опасность для человека!» | Вирусы — внутриклеточные паразиты. Вирусные заболевания и борьба с ними. Грипп. Бешенство. СПИД. Вакцинация. | 1 |
2 | Исследование заболеваемости вирусными болезнями учащихся школы №2 с.Казаки. | Работа над проектом. | 1 |
3 | Создание проекта. Оформление результатов проекта. | Работа над проектом. | 1 |
4 | Защита проектов | 1 | |
5 | Проект «Жизнь без дыма сигарет». | Состав табачного дыма и его опасность для здоровья человека. Пассивное курение. Как бросить курить. | |
6 | Практическая работа «Влияние сигарет на организм человека и семена растений». | 1 | |
7 | Создание проекта «Как бросить курить»; | Как обезопасить себя от курящих людей. Оформление результатов проекта. | 1 |
8 | Защита проекта | 1 | |
9 | Проект «Алкоголь и здоровье». | Влияние алкоголя на здоровье человека. Последствия алкоголизма. | 1 |
10 | Практическая работа «Влияние алкоголя на живые организмы» | 1 | |
11 | Работа над проектом. | Создание проекта. | 1 |
12 | Защита проекта | 1 | |
Раздел 3. Правильное питание — залог здоровья (4ч) | |||
1 | Здоровая и вредная пища. | Продукты питания с грядки. Плесень — опасная болезнь хлеба и продуктов питания. Условия возникновения плесени. | 1 |
2 | Проект «Загадочная плесень». Практическая работа «Исследование плесени на разных продуктах под микроскопом» | Плесень, съедающая крахмал. Роль плесени в природе и жизни человека. | 1 |
3 | Работа над проектом. Оформление результатов. | 1 | |
4 | Защита проекта | 1 | |
Раздел 4. Удивительное рядом (4ч) | |||
1 | Проект «Удивительный мир кристаллов» | Кристаллы вокруг нас. Знакомство с кристаллами. Экскурсия в мир кристаллов. | 1 |
2 | Практическая работа «Выращивание кристаллов» | Работа над проектом. | 1 |
3 | Кристаллы под микроскопом. | Работа над проектом, оформление результатов | 1 |
4 | Защита проекта | 1 | |
Раздел 5. Растительный мир нашей местности. Подведение итогов (5 ч) | |||
1 | Растительные сообщества нашей местности. Экскурсия | Лекарственные, сорные, культурные растения их значение в природе и жизни человека. | 1 |
2 | Заповедник «Галичья гора». Экскурсия на Воргольские скалы. | Урочища заповедника. Видовое разнообразие заповедника «Галичья гора». | 1 |
3 | Выбор темы и создание индивидуального проекта. | Предполагаемые темы проектов: «Видовое разнообразие урочища «Воргольские скалы», «Лекарственные растения нашей местности», «Азбука растений моего края», «Красная книга с. Казаки и прилегающей к нему территории», «Лекарственные растения на подоконнике» | 1 |
4 | Защита проектов. | 1 | |
5 | Подведение итогов работы «Клуба исследователей» | 1 | |
ИТОГО: 34 ч | 34 |
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Клуб исследователей» для 6 кл
№ | Наименование раздела и
темы урока |
Содержание изучаемой темы урока | Кол-во час |
Раздел 1. Мир растений. Морфология растений (4 ч) | |||
1 | Экскурсия «Исследование видового состава, жизненных форм растений нашей местности» | Многообразие растений нашей местности. Исследование видового состава, жизненных форм растений нашей местности. Экскурсия «Исследование видового состава, жизненных форм растений нашей местности» | 1 |
2 | Органы растений. Практическая
работа «Изготовление моделей органов растений». |
1 | |
3 | Лабораторная работа «Морфологические особенности растений». | Особенности строения корня, побега, листорасположение, структура листа, жилкование, строение цветка, плодов. | 1 |
4 | Практическая работа «Проращивание семян однодольных и двудольных растений». | Работа с натуральными объектами. Виды прорастания семян. | 1 |
Раздел 2. Органы растений. Анатомия и физиология растений (19 ч) | |||
1/5 | Лабораторная работа «Виды тканей растений и их функции» | Анатомическое строение растений. Гистология. | 1 |
2/6 | Практическая работа «Условия прорастания семян». | Условия прорастания семян. Закладка опытов. Подготовка почвы для выращивания рассады культурных растений. Закладка семян в почву и правила ухода за рассадой | 1 |
3/7 | Лабораторная работа «Изучение внутреннего строения корня». | Микроскопическое строение корня. Удивительные корни. | 1 |
4/8 | Лабораторная работа «Изучение внутреннего строения листа». | Микроскопическое строение листа. Поперечный и продольный срез. | 1 |
5/9 | Лабораторная работа «Изучение внутреннего строения стебля». | Микроскопическое строение стебля. Поперечный и продольный срез. Годичные кольца. | 1 |
6/10 | Практическая работа «Подсчет годичных колец». Проект. | 1 | |
7/11 | Лабораторная работа «Составление диаграммы цветков» | Изучение цветков различных растений на моделях и натуральных объектах. Диаграммы цветков. | 1 |
8/12 | Проект «Соцветия». Практическая работа «Изготовление соцветий» | 1 | |
9/13 | Практическая работа «Изучение способов распространения семян и плодов» | Значение плодов и семян в жизни человека. | 1 |
10/14 | Лабораторная работа «Изучение свойств живой растительной клетки. Движение цитоплазмы, плазмолиз»
|
Свойства живой растительной клетки.
Функции цитоплазмы. Движение цитоплазмы. Функции клеточной мембраны. Плазмолиз и деплазмолиз в клетке. |
1 |
11/15 | Лабораторная работа «Каталитическая активность ферментов в живых и мёртвых клетках растений» | Обмен веществ в клетке. Активность ферментов. | 1 |
12/16 | Практическая работа «Наблюдение за процессами передвижения веществ внутри растения с использованием красящих растворов» | Вода в жизни растений. Процессы транспирации. Передвижение веществ внутри растения.
|
1 |
13/17 | Солнце и свет в жизни растений. Практическая работа «Фотосинтез у растений» | Опыты по фотосинтезу. | 1 |
14/18 | Лабораторная работа «Обнаружение кислорода в банке. Обнаружение крахмала в листьях» | Результаты эксперимента по фотосинтезу. | 1 |
15/19 | Воздух – необходимое условие жизни растений. Практическая работа «Дыхание семян». | Проведение опытов по дыханию. | 1 |
16/20 | Результаты экспериментов. | 1 | |
17/21 | Лабораторная работа «Определение комнатных растений в кабинете биологии» | Комнатные растения. Биологические особенности комнатных растений и их влияние на организм человека. | 1 |
18/22 | Практическая работа «Черенкование и подкормка комнатных растений» | Размножение комнатных растений. | 1 |
19/23 | Практическая работа «Изготовление этикеток для комнатных растений» | 1 | |
Раздел 3. Систематика растений (3ч) | |||
1/24 | Многообразие растений. Систематические единицы. Отделы растений. Определитель растений. | Лабораторная работа «Определение растений семейств класса двудольные» | 1 |
2/25 | Определение растений класса двудольные | Лабораторная работа «Определение растений класса двудольные» | 1 |
3/26 | Определение растений класса однодольные | Лабораторная работа «Определение растений класса однодольные» | 1 |
Раздел 4. Экология растений. Охрана растений нашей местности. (3 ч) | |||
1/27 | Экологические особенности произрастания растений разных биогеоценозов нашей местности. Экскурсия. | Географический ареал их распространения. Редкие растения. | 1 |
2/28 | Сезонные изменения в жизни растений.
Экскурсия. |
Фенологические наблюдения за растением Набухание почек, распускание листьев. | 1 |
3/29 | Экологический десант по уборке школьной территории | 1 | |
Раздел 5. Творческая мастерская. Создание проектов (5 ч) | |||
1/30 | Выбор темы проекта о роли растений в жизни человека. | Чаепитие. Органы растений и их значение для человека. Роль растения в жизни человека. Рецепты и информация об использовании растений человеком. Пищевые, лекарственные растения. Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растениях. Растения в литературных и музыкальных произведениях. | 1 |
2/31 | Работа над проектом | 1 | |
3/32 | Защита проектов. | Дискуссия. Викторина. | 1 |
4/33 | Защита проектов. | Дискуссия. Викторина | 1 |
5/34 | Подведение итогов работы «Клуба исследователей». | 1 | |
ИТОГО: 34 ч | 34 |
Учебно-методические пособия и электронные ресурсы
Литература для учителя:
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
- Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э. Биология 7-9: школьная программа, в тестах и проверочных заданиях с ответами.- Ростов н/Д: Феникс, 2017.-190с (Школьная программа по ФГОС).
- Кузненцова Н.М. Лабораторные работы учащихся по общей биологии на уроках и элективных курсах. Учебно-методическое руководство. Выпуск 1. ИРО Липецкой области, 2006 г- 26с.
- Кузнецова Н.М., Иванцова Ф.А. Лабораторные и самостоятельные работы по курсу общей биологии. Учебно-методическое руководство. ИРО Липецкой области, 2008 г- 46с.
- Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2009, №2
- Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2012- 83с.
- Савенков А.И. Я — исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. — 2-е изд., — Самара: Издательство «Учебная литература», 2012.
- Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. — М.: Дрофа, 2005. — 112с;
- Энциклопедии, справочники, электронные пособия
Литература для обучающихся:
- Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. –М.:АСТ-ПРЕСС, 2012.-560с.
- Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2012
- Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд., — Самара: Издательство «Учебная литература», 2012.
- Растения и животные. Оределитель.
- Рохлов В., ТеремовА., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.-432с.
- Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей..- М.:АСТ-ПРЕСС, 1990,- 528с.
- Я познаю мир: Детские энциклопедия: Растения/Сост.Л.А.Багрова.-М.: ООО «Издательство АСТ», 200. -502с.
Интернет- ресурсы:
- * Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
- * Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
- * Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
- Проектная деятельность в школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
Материально-техническое обеспечение
Микроскопы, микропрепараты, оборудование для проведения лабораторных работ, оборудование для проведения лабораторных работ «Прорастание семян», таблицы по биологии, натуральные объекты, гербарии, муляжи, компьютер, проектор, экран.
Приложение 1. КТП внеурочной деятельности «Клуб исследователей» для 5 кл
№
ур |
Наименование раздела,
темы урока |
Содержание изучаемой темы | Дата пров | Изменения |
Введение в проектно-исследовательскую деятельность (5 ч) | ||||
1 | Организация проектно-исследовательской деятельности. | Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся и их важности в жизни современного человека. Структура проекта. Понятие о проблеме. Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Цели и задачи исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Основные этапы исследования. Понятие о гипотезе. Формулирование гипотезы. Её значение в исследовательской работе. Виды гипотез. Подтверждение или опровержение гипотез. | 06.09 | |
2 | Методы исследования. Практическая работа. «Техника безопасности и приемы обращения с лабораторным оборудованием» | Методы исследования: эксперимент, наблюдение, анкетирование, моделирование. Техника безопасности при проведении исследований, экспериментов. Знакомство с лабораторной посудой и оборудованием. | 13.09 | |
3 | Познание окружающего мира. Лабораторная работа «Приготовление микропрепаратов. Рассмотрение микрообъектов под микроскопом» | Наблюдение – основной способ познания окружающего мира. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Увеличительные приборы. Устройство микроскопа и приёмы работы с ним. | 20.09 | |
4 | Источники информации. | Источники информации: книги, кино- и телефильмы, Интернет, родители, знакомые. Правила оформления списка используемой литературы, электронных источников. Работа с компьютерными программами PowerPoint, Paint, Publicher. | 27.09 | |
5 | Интересные факты в живом мире. | Виртуальная экскурсия. | 04.10 | |
Раздел 1. Экологическое состояние нашей местности (4 ч) | ||||
1/6 | Проект «Вода-источник жизни». Практическая работа «Растворение веществ в воде»
|
Вода на планете Земля. Растворение веществ в воде. Запасы пресной воды. Чистая и загрязненная вода. Источники загрязнения воды. Значение воды в природе и жизни человека. | 11.10 | |
2/7 | Водоемы с.Казаки. Экскурсия | Описание рек и прудов нашей местности. Экологическое состояние родников. | 18.10 | |
3/8 | Практическая работа. «Очистка воды от примесей». | Методы очистки воды. Исследование родниковой воды. Работа над проектом. Оформление результатов | 25.10 | |
4/9 | Защита проекта | 01.11 | ||
Раздел 2. Твоё здоровье в твоих руках (12ч) | ||||
1/10 | Проект «Вирус гриппа – опасность для человека!» | Вирусы — внутриклеточные паразиты. Вирусные заболевания и борьба с ними. Грипп. Бешенство. СПИД. Вакцинация. | 15.11 | |
2/11 | Исследование заболеваемости вирусными болезнями учащихся школы №2 с.Казаки. | Работа над проектом. | 22.11 | |
3/12 | Создание проекта. Оформление результатов. | Работа над проектом. | 29.11 | |
4/13 | Защита проектов | 06.12 | ||
5/14 | Проект «Жизнь без дыма сигарет». | Состав табачного дыма и его опасность для здоровья человека. Пассивное курение. Как бросить курить. | 13.12 | |
6/15 | Практическая работа «Влияние табачного дыма и сигарет на организм человека и семена растений». | 20.12 | ||
7/16 | Создание проекта «Как бросить курить» | Как обезопасить себя от курящих людей. Оформление результатов проекта. | 27.12 | |
8/17 | Защита проекта | 17.01 | ||
9/18 | Проект «Алкоголь и здоровье». | Влияние алкоголя на здоровье человека. Последствия алкоголизма. | 24.01 | |
10/19 | Практическая работа «Влияние алкоголя на живые организмы» | 31.01 | ||
11/20 | Работа над проектом. | Создание проекта. | 07.02 | |
12/21 | Защита проекта | 14.02 | ||
Раздел 3. Правильное питание — залог здоровья (4ч) | ||||
1/22 | Здоровая и вредная пища. | Продукты питания с грядки. Плесень — опасная болезнь хлеба и продуктов питания. Условия возникновения плесени. | 21.02 | |
2/23 | Проект «Загадочная плесень». Практическая работа «Исследование плесени на разных продуктах под микроскопом» | Плесень, съедающая крахмал. Роль плесени в природе и жизни человека. | 28.02 | |
3/24 | Работа над проектом. | Оформление результатов. | 07.03 | |
4/25 | Защита проекта | 14.03 | ||
Раздел 4. Удивительное рядом (4ч) | ||||
1/26 | Проект «Удивительный мир кристаллов» | Кристаллы вокруг нас. Знакомство с кристаллами. Экскурсия в мир кристаллов. | 21.03 | |
2/27 | Практическая работа «Выращивание кристаллов» | Работа над проектом. | 04.04 | |
3/28 | Кристаллы под микроскопом. | Работа над проектом, оформление результатов. | 11.04 | |
4/29 | Защита проекта | 18.04 | ||
Раздел 5. Растительный мир нашей местности. Подведение итогов (5 ч) | ||||
1/30 | Растительные сообщества нашей местности. Экскурсия. | Лекарственные, сорные, культурные растения их значение в природе и жизни человека. | 25.04 | |
2/31 | Заповедник «Галичья гора». Экскурсия на Воргольские скалы. | Урочища заповедника. Видовое разнообразие заповедника «Галичья гора». Редкие растения нашего края. | 02.05 | |
3/32 | Выбор темы и создание индивидуального проекта. | Предполагаемые темы: «Видовое разнообразие урочища «Воргольские скалы», «Лекарственные растения нашей местности», «Азбука растений моего края», «Красная книга с. Казаки и прилегающей к нему территории», «Лекарственные растения на подоконнике» | 16.05
|
|
4/33 | Защита проектов. | 23.05 | ||
5/34 | Подведение итогов работы «Клуба исследователей» | 30.05 | ||
ИТОГО: 34 ч |
КТП внеурочной деятельности «Клуб исследователей» для 6 кл
№ | Наименование раздела и
темы урока |
Содержание изучаемой темы урока | Дата пров | Измен |
Раздел 1. Мир растений. Морфология растений (4 ч) | ||||
1 | Экскурсия «Исследование видового состава, жизненных форм растений нашей местности» | Многообразие растений нашей местности. Исследование видового состава, жизненных форм растений нашей местности. Экскурсия «Исследование видового состава, жизненных форм растений нашей местности» | 07.09 | |
2 | Органы растений. Практическая
работа «Изготовление моделей органов растений». |
14.09 | ||
3 | Лабораторная работа «Морфологические особенности растений». | Особенности строения корня, побега, листорасположение, структура листа, жилкование, строение цветка, плодов. | 21.09 | |
4 | Практическая работа «Проращивание семян однодольных и двудольных растений». | Работа с натуральными объектами. Виды прорастания семян. | 28.09 | |
Раздел 2. Органы растений. Анатомия и физиология растений (19 ч) | ||||
1/5 | Лабораторная работа «Виды тканей растений и их функции» | Анатомическое строение растений. Гистология. | 05.10 | |
2/6 | Практическая работа «Условия прорастания семян». | Условия прорастания семян. Закладка опытов. Подготовка почвы для выращивания рассады культурных растений. Закладка семян в почву и правила ухода за рассадой | 12.10 | |
3/7 | Лабораторная работа «Изучение внутреннего строения корня». | Микроскопическое строение корня. Удивительные корни. | 19.10 | |
4/8 | Лабораторная работа «Изучение внутреннего строения листа». | Микроскопическое строение листа. Поперечный и продольный срез. | 26.10 | |
5/9 | Лабораторная работа «Изучение внутреннего строения стебля». | Микроскопическое строение стебля. Поперечный и продольный срез. Годичные кольца. | 02.11 | |
6/10 | Практическая работа «Подсчет годичных колец». Проект. | 16.11 | ||
7/11 | Лабораторная работа «Составление диаграмм цветков» | Изучение цветков различных растений на моделях и натуральных объектах. Диаграммы цветков. | 23.11 | |
8/12 | Проект «Соцветия». Практическая работа «Изготовление соцветий» | 30.11 | ||
9/13 | Практическая работа «Изучение способов распространения семян и плодов» | Значение плодов и семян в жизни человека. | 07.12 | |
10/
14 |
Лабораторная работа «Изучение свойств живой растительной клетки. Движение цитоплазмы, плазмолиз»
|
Свойства живой растительной клетки.
Функции цитоплазмы. Движение цитоплазмы. Функции клеточной мембраны. Плазмолиз и деплазмолиз в клетке. |
14.12 | |
11/
15 |
Лабораторная работа «Каталитическая активность ферментов в живых и мёртвых клетках растений» | Обмен веществ в клетке. Активность ферментов. | 21.12 | |
12/
16 |
Практическая работа «Наблюдение за процессами передвижения веществ внутри растения с использованием красящих растворов» | Вода в жизни растений. Процессы транспирации. Передвижение веществ внутри растения.
|
28.12 | |
13/
17 |
Солнце и свет в жизни растений. Практическая работа «Фотосинтез у растений» | Опыты по фотосинтезу. | 11.01 | |
14/
18 |
Лабораторная работа «Обнаружение кислорода в банке. Обнаружение крахмала в листьях» | Результаты эксперимента по фотосинтезу. | 18.01 | |
15/
19 |
Воздух – необходимое условие жизни растений. Практическая работа «Дыхание семян». | Проведение опытов по дыханию. | 25.01 | |
16/
20 |
Результаты экспериментов. | 01.02 | ||
17/
21 |
Лабораторная работа «Определение комнатных растений в кабинете биологии» | Комнатные растения. Биологические особенности комнатных растений и их влияние на организм человека. | 08.02 | |
18/
22 |
Практическая работа «Черенкование и подкормка комнатных растений» | Размножение комнатных растений. | 15.02 | |
19/
23 |
Практическая работа «Изготовление этикеток для комнатных растений» | 22.02 | ||
Раздел 3. Систематика растений (3ч) | ||||
1/24 | Отделы растений. Лабораторная работа «Определение растений разных отделов» | Многообразие растений. Систематические единицы. | 01.03 | |
2/25 | Лабораторная работа «Определение растений класса Двудольные» | 15.03 | ||
3/26 | Лабораторная работа «Определение растений класса Однодольные» | 22.03 | ||
Раздел 4. Экология растений. Охрана растений нашей местности. (3 ч) | ||||
1/27 | Экологические особенности произрастания растений разных биогеоценозов нашей местности. Редкие растения. Экскурсия. | Географический ареал их распространения. | 05.04 | |
2/28 | Сезонные изменения в жизни растений.
Экскурсия. |
Фенологические наблюдения за растением Набухание почек, распускание листьев. | 12.04 | |
3/29 | Экологический десант по уборке школьной территории | 19.04 | ||
Раздел 5. Творческая мастерская. Создание проектов (5 ч) | ||||
1/30 | Выбор темы проекта о роли растений в жизни человека. | Органы растений и их значение для человека. Роль растения в жизни человека. Рецепты и информация об использовании растений человеком. Пищевые, лекарственные растения. Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растениях. Растения в литературных и музыкальных произведениях. | 26.04 | |
2/31 | Работа над проектом. Чаепитие. | 03.05 | ||
3/32 | Защита проектов. | Дискуссия. Викторина. | 10.05 | |
4/33 | Защита проектов. | Дискуссия. Викторина | 17.05 | |
5/34 | Подведение итогов работы «Клуба исследователей». | 24.05 |