Рабочая программа надпредметного внеурочного курса «Экология» 5-а, 5-б, 5-в классы

Рабочая программа

надпредметного внеурочного курса

«Экология»

5-а, 5-б, 5-в классы

на 2018-2019 учебный год

 

Составила:

Денисова А.А.

учитель биологии

 

Пояснительная записка

     Цель надпредметного внеурочного курса «Экология»: формирование метапредметных образовательных достижений учащихся на основе технологии формирующего оценивания во внеурочной деятельности через развитие творческого потенциала личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, формирование исследовательских умений, вовлечение учащихся в практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об окружающей среде.

Задачи:

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

— углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;

— формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

— воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.

Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Федеральный уровень

  • Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 N 85);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный

стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897»

(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937)

  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1578

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный

стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413»

(Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41020)

  • Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 N 03-413 «О методических

рекомендациях по реализации элективных курсов»

Региональный уровень

  • Приказ УОиН от 12.07.2018 №912 «Об утверждении перечня

образовательных организаций, реализующих федеральный государственный

образовательный стандарт основного общего образования в 9 классах и

среднего общего образования в 11 классах на территории Липецкой области

в 2018/19 учебном году»;

  • Приказ УОиН от 03.05.2018 №540 «О базисных учебных планах для

образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы

основного общего и среднего общего образования, на 2018/2019 учебный

год»;

  • Письмо управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009

№ 3499 «Примерное положение о структуре, порядке разработки и

утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин

(модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего

образовательные программы общего образования.

Лицейскийуровень

  • Уставлицея
  • Программа развития лицея «Школа познания +»
  • Основная образовательная программа основного общего образования
  • Календарныйучебныйграфик
  • Учебный план на 2018-2019 уч. г.
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) лицея №1 г.Усмани Липецкой области.

Содержание программы ориентировано на добровольные  одновозрастные группы детей (15-20 человек) , обучающихся в трех разных классах  и проявляющих интерес к изучению биологических дисциплин, что призвано способствовать в дальнейшем осознанному выбору индивидуального образовательного маршрута.

Программа базируется на применении педагогической диагностики на основе формирующего оценивания для выявления прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения с целью определения текущего состояния обученности школьника, путей его перспективного развития, мотивирования его на дальнейшее обучение.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки, презентации.

Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Данная  программа по экологии    предполагает обучение с опорой на проектную и исследовательскую деятельность.

 

     Планируемые результаты освоения    программы  курса «экология» в 5 классах:

 

Личностными результатами изучения предмета «Экология » являются:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию  в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Экология» является (УУД).

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

     Предметные результаты

ОПИСЫВАТЬ:

  • грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
  • определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
  • уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем.

ОБЪЯСНЯТЬ:

  • экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
  • изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
  • необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
  • зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.

ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

  • анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
  • сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
  • прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
  • планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
  • оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.

Основные составляющие природы.

 

Содержание программы

  1. Введение (1 час)

Знакомство с ребятами. Задачи курса. Техника безопасности. Знакомство с историей возникновения и развития экологии.

  1. Экосистемы вокруг нас (6 часов)

Понятия о экосистемах и биогеоценозах, знакомство с их структурой, законами существования, различия и сходства между естественными и искусственными экосистемами, пищевые цепи как пути передачи вещества и энергии.

Экскурсия по территории школы и по городскому парку. Разработка минипроектов с использованием полученных данных.

  1. Биоиндикация экосистемы (6 часов)

Понятие об биоиндикации и организмах-биоиндикаторах. Изучение широко распространенных методик биоиндикации и выбор доступных и удобных приемов для использования на практических занятиях. Анализ состояния естественных и искусственных экосистем с помощью биоиндикаторов. Разработка и презентация минипроектов.

  1. Дом – экосистема, в которой ты живешь (6 часов)

Жилище человека как искусственная экосистема. Изучение ее структуры, анализ сходства с естественными экосистемами. Оценка экологической безопасности современного жилища. Поиск экологически безопасных строительных и отделочных материалов. Групповой проект «Экодома»

  1. Мониторинг загрязнения воздуха (6 часов)

Изучение проблемы загрязнения воздуха, причины, основные загрязняющие вещества, последствия их воздействия на организм человека. Анализ степени запыленности в учебных помещениях, а также в жилищах учеников с помощью самостоятельно изготовленных пылевых датчиков. Написание и защита проектов.

  1. Экологическая безопасность в питании (6 часов)

Питание как экологический фактор,  обеспечивающий здоровье человека. Изучение и анализ состава наиболее популярных продуктов из торговых сетей, используя данные с промышленных упаковок. Экологическая оценка продуктов, используемых для приготовления пищи в домашних условиях. Составление экологически безопасного рациона для школьника. Написание и защита минипроектов.

  1. Итоги изучения курса (4 часа)

Составление фото и видеоотчета об изучении курса «экология», презентация своих работ на классных часах и внеклассных мероприятиях, участие в лицейской научно-практической конференции, анализ собственных результатов изучения курса.

 

Учебно-тематический план

№ за-

Ня-тия

Модуль курса          Тема занятия Инструменты формирующего оценивания
1 Введение Что изучает экология Работа по схеме: «Знаю, интересуюсь, узнал»
2 Экосистема вокруг нас Что такое экосистема? Составление карт понятий
3 Выбор темы исследования, постановка гипотез, определение целей и задач. Выбор методик исследования. Работа по схеме: «Что было понятно? Что вызвало затруднения? Помоги или посоветуй однокласснику»
4 Сбор материала и данных на пришкольной территории Работа по схеме: «Составь свой план действий, выбери  способ фиксации результатов»
5 Анализ полученных результатов Работа по схеме: «Что предполагал получить, узнать? Оцени на сколько ожидания подтвердились.»
6 Подготовка в презентации и оцениванию результатов работ Совместное составление критериев оценивания презентуемых проектов
7 Презентация результатов в форме готовых проектов Совместное составление рейтинга представленных проектов
8 Биоиндикация состояния экосистемы Что такое биоиндикация? Какие организмы используют в роли биоиндикаторов? Работа по схеме: «Знаю, интересуюсь, узнал». Составление карт понятий
9 Выбор темы исследования, постановка гипотез, определение целей и задач. Выбор методик исследования. Работа по схеме: «Что было понятно? Что вызвало затруднения? Помоги или посоветуй однокласснику»
10 Работа в «полевой лаборатории» на пришкольной территории и в городском парке Работа по схеме: «Составь свой план действий, выбери  способ фиксации результатов»
11 Лабораторная обработка собранного материала Работа по схеме: «Что предполагал получить, узнать? Оцени на сколько ожидания подтвердились»
12 Подготовка в презентации и оцениванию результатов работ Совместное составление критериев оценивания презентуемых проектов
13 Презентация результатов в форме готовых проектов Совместное составление рейтинга представленных проектов
14 Дом – экосистема, в которой ты живешь Можно ли считать жилище человека экосистемой? Работа по схеме: «Используй составленные ранее карты понятий, выдели общие признаки и черты различия. Представь в виде таблицы»
15 Оценка экологической безопасности вашего жилища Составить критерии экологической безопасности жилища
16 Сбор и анализ информации о стройматериалах, используемых в жилище и их экологической безопасности Работа по схеме: «В какой форме удобно представить полученную информацию? Какой способ обработки и презентации информации хотел бы освоить?»
17 Биоценоз жилища (комнатные растения, синантропные животные и домашние питомцы) Работа по схеме: «В какой форме удобно представить полученную информацию? Какой способ обработки и презентации информации хотел бы освоить?»
18 Составление группового проекта «Экодома» Работа по схеме: «Рационально распреде-лите роли в группах, с каким заданием я лучше смог справиться?»
19 Проведение виртуальной экскурсии в форме внеклассного мероприятия по экологически безопасному жилищу Работа по схеме: «Я доволен или нет результатом свой работы». «Чтобы я хотел сделать по-другому?»
20 Мониторинг загрязнения воздуха Проблема загрязнения воздуха Работа по схеме: «Знаю, интересуюсь, узнал»
21 Мониторинг загрязнения воздуха в учебных помещениях Составление карт понятий. Моделирование самодельных пылевых датчиков
22 Размещение пылевых датчиков Составить план-схему размещения датчиков.
23 Сбор датчиков, анализ и оценка полученных результатов Оценка уровня эффективности и слаженности работы группы
24 Составление рекомендация по снижению уровня запыленности воздуха в учебных помещениях Работа по схеме: «Что вызвало затруднение? Что было легче всего? Чтобы я сделал иначе?»
25 Подготовка информационных материалов по результатам исследования  и размещение их на стенде Работа по схеме: «Я доволен или нет результатом свой работы». «Чтобы я хотел сделать по-другому?»
26 Экологическая безопасность в питании Экология питания Работа по схеме: «Знаю, интересуюсь, узнал». Составление карт понятий
27 О чем может рассказать упаковка: изучение состава и калорийности продуктов на основе информации на промышленной упаковке Предложи план-схему изучения информации на упаковке.
28 Содержимое холодильника с позиции  экологической безопасности Составить критерии экологически безопасного питания
29 Школьное питание и его соответствие принципам экологической безопасности Работа по схеме: «Объективно оцени достоинства и недостатки школьного питания. Как бы ты его изменил?»
30 Подготовка в презентации и оцениванию результатов работ Совместное составление критериев оценивания презентуемых проектов
31 Презентация результатов в форме готовых проектов Совместное составление рейтинга представленных проектов
32 Итоги изучения курса Составление фото и видеоотчета об изучении курса «экология» Работа по схеме: «Что было интересно, что непонятно, чего не хватило?»
33 Презентация лучших проектов на сайте лицея, классных часах, лицейской конференции Работа по схеме: «Каков мой вклад? Что бы сделал по-другому? Чем удовлетворен?
34 План предметного курса на следующий учебный год Работа по схеме: «Какие направления мне наиболее интересны и понятны? Что мне надо узнать, какие приемы освоить?»

 

Предполагаемая результативность курса

  • Развитие внимания, наблюдательности.
  • Привитие эстетического восприятия.
  • Наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального  окрашенного отношения к окружающему миру.
  • повышение уровня экологической грамотности;
  • развитие творческих способностей у воспитанников;
  • обеспечение развития исследовательских навыков, умений, приучение принимать экологически целесообразные решения и приобретение новых знаний.
  • Формирование бережного отношения к природе;
  •  Повышение уровня  нравственного экологического воспитания;
  • Привитие рационального использования  ресурсов природы;
  •  Формирование экологической ответственности.
  • формирование умений правильного поведения в природе;
  •  обогатить знания о природе.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Воронин А.А. Регламентирование туризма. М., 1974 г.
  2. Казанская Н.С. Изучение рекреационной дигрессии естественных группировок растительности.- Известия АН СССР. Сер. Геогр., 1972,№1
  3. Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10
  4. Луканенкова В.К. Пропаганда охраны природы в краеведении и туризме.-Л.,1972
  5. Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
  6. Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М., Просвещение , 1971
  7. Дажо Р. Основы экологии. М., Прогресс, 1975
  8. Калашников М.М. Эволюция биосферы, М., Наука, 1974
  9. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
  10. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. — Ярославль: Академия развития, 1997.
  11. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. — Ярославль: Академия развития, 1997.
  12. Бобров Р. Все о национальных парках — М.: Молодая гвардия, 1987.
  13. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. — М.: Колос, 1964.
  14. Ефремов Ю.К. Природа моей страны — М.: Мысль, 1985.
  15. Ленькова А. Оскальпированная земля. — М.: Прогресс, 1971.
  16. Литинецкий И.Е. На пути к бионике. — М.: Просвещение, 1972.
  17. Рик Моррис «Тайны живой природы — М.: Росмэн, 1996.
  18. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества — М., 1995.
  19. Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. — АО «Мэрил», 1994.
  20. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. — Ярославль: Академия развития, 1997.
  21. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. — Ярославль: Академия развития, 1997
  22. Экология России. Хрестоматия — М.,  1995.
  23. «Экологическое образование и просвещение Московской области» Москва, М.  «Современные тетради», 2008 год.
  24. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука 2001.
  25. Программно-методические материалы: Экология .5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. – Саратов: ГОУ  Д П О «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.
  26. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровй и безопасный образ жизни. Основная школа  — М. : Просвещение, 2013.
  27. Григорьев Л.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011.
  28. Криволапова Н. А.  Внеурочная деятельность.  Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы / Н. А.  Криволапова. – М. : Просвещение, 2013.

 

      Список рекомендуемой литературы для учащихся

Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. — М.: Юный натуралист, 1992

Багрова Л.А. Я познаю мир — М.: ACT, I997

Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? — М.: Дрофа, 1995

Рянжин С.В. Экологический букварь. — С.-Петербург, 1994

       Электронные ресурсы по экологии

  • Биология. Химия. Экология [Электронный ресурс]: Межпредметный интегрированный курс/ Министерство образования РФ, ООО «Физикон», ООО»Дрофа». — М.: ГУ РЦ ЭМТО, 2005. — 1 эл. опт.диск (CD-ROM). — (в кор.)
  • Жить или не жить: [Видеозапись] / Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ; И. Коган, Т. Листратенко, С. Василенко. — М.: Кварт, 2003. — 1 вк. (32 мин.). — (Российская национальная экологическая видеоэнциклопедия; фильм 1). — (вкор.)
    Агрессивное отношение человека к природе, возможные выходы из сложившейся ситуации.
  • КОАПП: Комиссия особо активной помощи природе [Видеозапись]: 18 серий/ ТО «Экран», Союзтелефильм, 1984-1990; авт.сцен. И. Глебова, авт.сцен. М. А. Константиновский. — М.: ПрестижСтудио-М, 2003. — 1 вк. (178 мин.), анимац.иpеал. — (в кор.).
  • Харлампович Г.Д. (Профессор, доктор технических наук). Экология [Электрон.ресурс]: Общий курс: Для учащихся сред., вуз и самостоят. обучения/ Г.Д.Харлампович, И.И.Шолина. — Екатеринбург: Центр ТСТО УГТУ (УПИ); Екатеринбург: Изд-во мультимедиа «Образ»; Екатеринбург: СОБА «Здоровая семья», 1998. — 1 CD-ROM. — (в кор.)
    Общий курс экологии включает в себя объемный иллюстративный материал, анимацию, видеофрагменты, которые помогут освоить историю развития жизни на Земле, закономерности существования и развития экосистем, способы выхода из экологического кризиса.
  • Экология.5(6) класс: Учебное электронное издание/ В. Г. Бабенко , Е.О. Фадеева. — М.: Моск.Гос.институт электроники и математики, 2002. — 1 CD-ROM. — (в кор.)

 

Скачать документ Рабочая программа внеурочной деят._Экология_Денисова А.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *