Рабочая программа
надпредметного внеурочного курса
«Экология»
5-а, 5-б, 5-в классы
на 2018-2019 учебный год
Составила:
Денисова А.А.
учитель биологии
Пояснительная записка
Цель надпредметного внеурочного курса «Экология»: формирование метапредметных образовательных достижений учащихся на основе технологии формирующего оценивания во внеурочной деятельности через развитие творческого потенциала личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, формирование исследовательских умений, вовлечение учащихся в практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об окружающей среде.
Задачи:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
— углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;
— формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
— воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.
Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный уровень
- Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 N 85);
- Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897»
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937)
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1578
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413»
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41020)
- Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 N 03-413 «О методических
рекомендациях по реализации элективных курсов»
Региональный уровень
- Приказ УОиН от 12.07.2018 №912 «Об утверждении перечня
образовательных организаций, реализующих федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования в 9 классах и
среднего общего образования в 11 классах на территории Липецкой области
в 2018/19 учебном году»;
- Приказ УОиН от 03.05.2018 №540 «О базисных учебных планах для
образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы
основного общего и среднего общего образования, на 2018/2019 учебный
год»;
- Письмо управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009
№ 3499 «Примерное положение о структуре, порядке разработки и
утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего
образовательные программы общего образования.
Лицейскийуровень
- Уставлицея
- Программа развития лицея «Школа познания +»
- Основная образовательная программа основного общего образования
- Календарныйучебныйграфик
- Учебный план на 2018-2019 уч. г.
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) лицея №1 г.Усмани Липецкой области.
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей (15-20 человек) , обучающихся в трех разных классах и проявляющих интерес к изучению биологических дисциплин, что призвано способствовать в дальнейшем осознанному выбору индивидуального образовательного маршрута.
Программа базируется на применении педагогической диагностики на основе формирующего оценивания для выявления прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения с целью определения текущего состояния обученности школьника, путей его перспективного развития, мотивирования его на дальнейшее обучение.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки, презентации.
Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Данная программа по экологии предполагает обучение с опорой на проектную и исследовательскую деятельность.
Планируемые результаты освоения программы курса «экология» в 5 классах:
Личностными результатами изучения предмета «Экология » являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Экология» является (УУД).
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты
ОПИСЫВАТЬ:
- грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
- владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
- определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
- уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем.
ОБЪЯСНЯТЬ:
- экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
- изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
- необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
- зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
- анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
- сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
- прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
- планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
- оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
Основные составляющие природы.
Содержание программы
- Введение (1 час)
Знакомство с ребятами. Задачи курса. Техника безопасности. Знакомство с историей возникновения и развития экологии.
- Экосистемы вокруг нас (6 часов)
Понятия о экосистемах и биогеоценозах, знакомство с их структурой, законами существования, различия и сходства между естественными и искусственными экосистемами, пищевые цепи как пути передачи вещества и энергии.
Экскурсия по территории школы и по городскому парку. Разработка минипроектов с использованием полученных данных.
- Биоиндикация экосистемы (6 часов)
Понятие об биоиндикации и организмах-биоиндикаторах. Изучение широко распространенных методик биоиндикации и выбор доступных и удобных приемов для использования на практических занятиях. Анализ состояния естественных и искусственных экосистем с помощью биоиндикаторов. Разработка и презентация минипроектов.
- Дом – экосистема, в которой ты живешь (6 часов)
Жилище человека как искусственная экосистема. Изучение ее структуры, анализ сходства с естественными экосистемами. Оценка экологической безопасности современного жилища. Поиск экологически безопасных строительных и отделочных материалов. Групповой проект «Экодома»
- Мониторинг загрязнения воздуха (6 часов)
Изучение проблемы загрязнения воздуха, причины, основные загрязняющие вещества, последствия их воздействия на организм человека. Анализ степени запыленности в учебных помещениях, а также в жилищах учеников с помощью самостоятельно изготовленных пылевых датчиков. Написание и защита проектов.
- Экологическая безопасность в питании (6 часов)
Питание как экологический фактор, обеспечивающий здоровье человека. Изучение и анализ состава наиболее популярных продуктов из торговых сетей, используя данные с промышленных упаковок. Экологическая оценка продуктов, используемых для приготовления пищи в домашних условиях. Составление экологически безопасного рациона для школьника. Написание и защита минипроектов.
- Итоги изучения курса (4 часа)
Составление фото и видеоотчета об изучении курса «экология», презентация своих работ на классных часах и внеклассных мероприятиях, участие в лицейской научно-практической конференции, анализ собственных результатов изучения курса.
Учебно-тематический план
№ за-
Ня-тия |
Модуль курса | Тема занятия | Инструменты формирующего оценивания |
1 | Введение | Что изучает экология | Работа по схеме: «Знаю, интересуюсь, узнал» |
2 | Экосистема вокруг нас | Что такое экосистема? | Составление карт понятий |
3 | Выбор темы исследования, постановка гипотез, определение целей и задач. Выбор методик исследования. | Работа по схеме: «Что было понятно? Что вызвало затруднения? Помоги или посоветуй однокласснику» | |
4 | Сбор материала и данных на пришкольной территории | Работа по схеме: «Составь свой план действий, выбери способ фиксации результатов» | |
5 | Анализ полученных результатов | Работа по схеме: «Что предполагал получить, узнать? Оцени на сколько ожидания подтвердились.» | |
6 | Подготовка в презентации и оцениванию результатов работ | Совместное составление критериев оценивания презентуемых проектов | |
7 | Презентация результатов в форме готовых проектов | Совместное составление рейтинга представленных проектов | |
8 | Биоиндикация состояния экосистемы | Что такое биоиндикация? Какие организмы используют в роли биоиндикаторов? | Работа по схеме: «Знаю, интересуюсь, узнал». Составление карт понятий |
9 | Выбор темы исследования, постановка гипотез, определение целей и задач. Выбор методик исследования. | Работа по схеме: «Что было понятно? Что вызвало затруднения? Помоги или посоветуй однокласснику» | |
10 | Работа в «полевой лаборатории» на пришкольной территории и в городском парке | Работа по схеме: «Составь свой план действий, выбери способ фиксации результатов» | |
11 | Лабораторная обработка собранного материала | Работа по схеме: «Что предполагал получить, узнать? Оцени на сколько ожидания подтвердились» | |
12 | Подготовка в презентации и оцениванию результатов работ | Совместное составление критериев оценивания презентуемых проектов | |
13 | Презентация результатов в форме готовых проектов | Совместное составление рейтинга представленных проектов | |
14 | Дом – экосистема, в которой ты живешь | Можно ли считать жилище человека экосистемой? | Работа по схеме: «Используй составленные ранее карты понятий, выдели общие признаки и черты различия. Представь в виде таблицы» |
15 | Оценка экологической безопасности вашего жилища | Составить критерии экологической безопасности жилища | |
16 | Сбор и анализ информации о стройматериалах, используемых в жилище и их экологической безопасности | Работа по схеме: «В какой форме удобно представить полученную информацию? Какой способ обработки и презентации информации хотел бы освоить?» | |
17 | Биоценоз жилища (комнатные растения, синантропные животные и домашние питомцы) | Работа по схеме: «В какой форме удобно представить полученную информацию? Какой способ обработки и презентации информации хотел бы освоить?» | |
18 | Составление группового проекта «Экодома» | Работа по схеме: «Рационально распреде-лите роли в группах, с каким заданием я лучше смог справиться?» | |
19 | Проведение виртуальной экскурсии в форме внеклассного мероприятия по экологически безопасному жилищу | Работа по схеме: «Я доволен или нет результатом свой работы». «Чтобы я хотел сделать по-другому?» | |
20 | Мониторинг загрязнения воздуха | Проблема загрязнения воздуха | Работа по схеме: «Знаю, интересуюсь, узнал» |
21 | Мониторинг загрязнения воздуха в учебных помещениях | Составление карт понятий. Моделирование самодельных пылевых датчиков | |
22 | Размещение пылевых датчиков | Составить план-схему размещения датчиков. | |
23 | Сбор датчиков, анализ и оценка полученных результатов | Оценка уровня эффективности и слаженности работы группы | |
24 | Составление рекомендация по снижению уровня запыленности воздуха в учебных помещениях | Работа по схеме: «Что вызвало затруднение? Что было легче всего? Чтобы я сделал иначе?» | |
25 | Подготовка информационных материалов по результатам исследования и размещение их на стенде | Работа по схеме: «Я доволен или нет результатом свой работы». «Чтобы я хотел сделать по-другому?» | |
26 | Экологическая безопасность в питании | Экология питания | Работа по схеме: «Знаю, интересуюсь, узнал». Составление карт понятий |
27 | О чем может рассказать упаковка: изучение состава и калорийности продуктов на основе информации на промышленной упаковке | Предложи план-схему изучения информации на упаковке. | |
28 | Содержимое холодильника с позиции экологической безопасности | Составить критерии экологически безопасного питания | |
29 | Школьное питание и его соответствие принципам экологической безопасности | Работа по схеме: «Объективно оцени достоинства и недостатки школьного питания. Как бы ты его изменил?» | |
30 | Подготовка в презентации и оцениванию результатов работ | Совместное составление критериев оценивания презентуемых проектов | |
31 | Презентация результатов в форме готовых проектов | Совместное составление рейтинга представленных проектов | |
32 | Итоги изучения курса | Составление фото и видеоотчета об изучении курса «экология» | Работа по схеме: «Что было интересно, что непонятно, чего не хватило?» |
33 | Презентация лучших проектов на сайте лицея, классных часах, лицейской конференции | Работа по схеме: «Каков мой вклад? Что бы сделал по-другому? Чем удовлетворен? | |
34 | План предметного курса на следующий учебный год | Работа по схеме: «Какие направления мне наиболее интересны и понятны? Что мне надо узнать, какие приемы освоить?» |
Предполагаемая результативность курса
- Развитие внимания, наблюдательности.
- Привитие эстетического восприятия.
- Наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к окружающему миру.
- повышение уровня экологической грамотности;
- развитие творческих способностей у воспитанников;
- обеспечение развития исследовательских навыков, умений, приучение принимать экологически целесообразные решения и приобретение новых знаний.
- Формирование бережного отношения к природе;
- Повышение уровня нравственного экологического воспитания;
- Привитие рационального использования ресурсов природы;
- Формирование экологической ответственности.
- формирование умений правильного поведения в природе;
- обогатить знания о природе.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Воронин А.А. Регламентирование туризма. М., 1974 г.
- Казанская Н.С. Изучение рекреационной дигрессии естественных группировок растительности.- Известия АН СССР. Сер. Геогр., 1972,№1
- Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10
- Луканенкова В.К. Пропаганда охраны природы в краеведении и туризме.-Л.,1972
- Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
- Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М., Просвещение , 1971
- Дажо Р. Основы экологии. М., Прогресс, 1975
- Калашников М.М. Эволюция биосферы, М., Наука, 1974
- Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. — Ярославль: Академия развития, 1997.
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. — Ярославль: Академия развития, 1997.
- Бобров Р. Все о национальных парках — М.: Молодая гвардия, 1987.
- Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. — М.: Колос, 1964.
- Ефремов Ю.К. Природа моей страны — М.: Мысль, 1985.
- Ленькова А. Оскальпированная земля. — М.: Прогресс, 1971.
- Литинецкий И.Е. На пути к бионике. — М.: Просвещение, 1972.
- Рик Моррис «Тайны живой природы — М.: Росмэн, 1996.
- Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества — М., 1995.
- Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. — АО «Мэрил», 1994.
- Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. — Ярославль: Академия развития, 1997.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. — Ярославль: Академия развития, 1997
- Экология России. Хрестоматия — М., 1995.
- «Экологическое образование и просвещение Московской области» Москва, М. «Современные тетради», 2008 год.
- Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука 2001.
- Программно-методические материалы: Экология .5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. – Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.
- Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровй и безопасный образ жизни. Основная школа — М. : Просвещение, 2013.
- Григорьев Л.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011.
- Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы / Н. А. Криволапова. – М. : Просвещение, 2013.
Список рекомендуемой литературы для учащихся
Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. — М.: Юный натуралист, 1992
Багрова Л.А. Я познаю мир — М.: ACT, I997
Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? — М.: Дрофа, 1995
Рянжин С.В. Экологический букварь. — С.-Петербург, 1994
Электронные ресурсы по экологии
- Биология. Химия. Экология [Электронный ресурс]: Межпредметный интегрированный курс/ Министерство образования РФ, ООО «Физикон», ООО»Дрофа». — М.: ГУ РЦ ЭМТО, 2005. — 1 эл. опт.диск (CD-ROM). — (в кор.)
- Жить или не жить: [Видеозапись] / Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ; И. Коган, Т. Листратенко, С. Василенко. — М.: Кварт, 2003. — 1 вк. (32 мин.). — (Российская национальная экологическая видеоэнциклопедия; фильм 1). — (вкор.)
Агрессивное отношение человека к природе, возможные выходы из сложившейся ситуации. - КОАПП: Комиссия особо активной помощи природе [Видеозапись]: 18 серий/ ТО «Экран», Союзтелефильм, 1984-1990; авт.сцен. И. Глебова, авт.сцен. М. А. Константиновский. — М.: ПрестижСтудио-М, 2003. — 1 вк. (178 мин.), анимац.иpеал. — (в кор.).
- Харлампович Г.Д. (Профессор, доктор технических наук). Экология [Электрон.ресурс]: Общий курс: Для учащихся сред., вуз и самостоят. обучения/ Г.Д.Харлампович, И.И.Шолина. — Екатеринбург: Центр ТСТО УГТУ (УПИ); Екатеринбург: Изд-во мультимедиа «Образ»; Екатеринбург: СОБА «Здоровая семья», 1998. — 1 CD-ROM. — (в кор.)
Общий курс экологии включает в себя объемный иллюстративный материал, анимацию, видеофрагменты, которые помогут освоить историю развития жизни на Земле, закономерности существования и развития экосистем, способы выхода из экологического кризиса.
- Экология.5(6) класс: Учебное электронное издание/ В. Г. Бабенко , Е.О. Фадеева. — М.: Моск.Гос.институт электроники и математики, 2002. — 1 CD-ROM. — (в кор.)
- Интернет-ресурсы:
- http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).
- http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
- http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей. «Копилка» опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).
- http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html ( Ресурс содержит систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).
- http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции «устойчивого развития» в России).
- http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых; содержит исследования экологии Красноярского края).
- http://www.biodat.ru/ 9 BioDat — это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ «»Сохранение биоразнообразия»», для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).
- http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).
- ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).
- http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам «Зеленый шлюз»).
- http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).
- http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).
- http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )
Скачать документ Рабочая программа внеурочной деят._Экология_Денисова А.А.