Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза Б. А. Котова
Рабочая программа
надпредметного внеурочного курса
«Ботанический практикум»
6-а, 6-б, 6-в классы
на 2019-2020 учебный год
Составила:
Денисова А.А.
учитель биологии
Пояснительная записка
Цель надпредметного внеурочного курса «Ботанический практикум»:
- Формирование метапредметных образовательных достижений учащихся на основе технологии формирующего оценивания во внеурочной деятельности
- Предоставить возможность ученику реализовать свой интерес к выбранному предмету.
3. Уточнить способность и готовность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.
4. Создать условия для подготовки к последующей профилизации через развитие творческого потенциала личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, формирование исследовательских умений, вовлечение учащихся в практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об окружающей среде.
Задачи:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
— углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний об особенностях строения и жизнедеятельности растений, полученных на уроках биологии;
— воспитание мировоззренческих установок, которые помогут учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой.
Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный уровень
- Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 N 85);
- Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897″
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937)
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1578
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413″
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41020)
- Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 N 03-413 «О методических
рекомендациях по реализации элективных курсов»
Региональный уровень
- Приказ УОиН от 12.07.2018 №912 «Об утверждении перечня
образовательных организаций, реализующих федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования в 9 классах и
среднего общего образования в 11 классах на территории Липецкой области
в 2018/19 учебном году»;
- Приказ УОиН от 03.05.2018 №540 «О базисных учебных планах для
образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы
основного общего и среднего общего образования, на 2018/2019 учебный
год»;
- Письмо управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009
№ 3499 «Примерное положение о структуре, порядке разработки и
утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего
образовательные программы общего образования.
Лицейскийуровень
- Устав лицея
- Программа развития лицея «Школа познания +»
- Основная образовательная программа основного общего образования
- Календарный учебный график
- Учебный план на 2018-2019 уч. г.
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) лицея №1 г.Усмани Липецкой области.
Программа является логическим продолжением надпредметного курса «Экология», реализованного в форме внеурочной деятельности для учащихся пятых классов к минувшем учебном году. Курс построен на основе знаний и умений учащихся, полученных в 5 классе основной общеобразовательной школы. Курс имеет интегративный характер, расширяют рамки действующего курса биологии и позволяет осуществлять межпредметные связи с предметами: химией, физикой, математикой, географией и биологией, экологией.
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей (15-20 человек), обучающихся в трех разных классах и проявляющих интерес к изучению биологических дисциплин, что призвано способствовать в дальнейшем осознанному выбору индивидуального образовательного маршрута.
Программа базируется на применении педагогической диагностики на основе формирующего оценивания для выявления прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения с целью определения текущего состояния обученности школьника, путей его перспективного развития, мотивирования его на дальнейшее обучение.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки, презентации.
Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Данная программа предполагает обучение с опорой на проектную и исследовательскую деятельность. Данная форма в обучении является одной из самых актуальных, так как способствует реализации компетентностного подхода, и направлена на формирование в ребенке самостоятельной, коммуникабельной, умеющий работать в группе личности, готовой и способной постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.
Планируемые результаты освоения программы курса «Ботанический практикум» в 6 классах:
Личностными результатами изучения предмета «Ботанический практикум» являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать значимость растительного мира.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Ботанический практикум» является (УУД).
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты
— научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни растительных организмов; проводить наблюдения за живыми объектами; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
— овладеет системой биологических знаний — понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;
— освоит общие приемы: выращивания и размножения культурных растений; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
— приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Содержание программы
1. Введение (1 час)
Знакомство с ребятами. Задачи курса. Техника безопасности. Знакомство с историей возникновения и развития ботаники.
2. Растения вокруг нас (8 часа)
Экскурсия по территории школы и по городскому парку. Знакомство с видовым разнообразием растений, отработка навыков работы с определителями растений, составление флористических обзоров. Освоение методики изготовления гербариев.
Разработка минипроектов с использованием полученных данных.
3. Клетки и ткани растений (5 часов)
Знакомство с устройством микроскопа. Освоение методик изготовления микропрепаратов. Изучение особенностей строения растительных клеток. Разнообразие и особенности строения тканей растений. Связь между строением тканей растений и их функциями.
Разработка и презентация минипроектов.
4. Процессы жизнедеятельности в растительном организме (9 часов)
Изучение закономерностей и особенностей протекания основных процессов жизнедеятельности растений через постановку серии опытов и проведении наблюдений за растениями в школьной лаборатории.
5. Многообразие растений (5 часов)
Знакомство с особенностями строения представителей низших растений и основных отделов высших растений. Проведение ряда лабораторных исследований строения и выявление признаков, наиболее характерных для изучаемой группы растений. Изготовление микропрепаратов и работа с готовыми микропрепаратами.
6. Фитоценоз и биотические связи растений в биоценозе (6 часов)
Понятие о фитоценозе как составной и базовой части биоценоза. Роль растений в природном сообществе. Разнообразие биотических связей с участием растений. Использование растений и лишайников в качестве инструментов биоиндикации состояния окружающей среды
Учебно-тематический план
№ за- ня-тия | Модуль курса | Тема занятия | Инструменты формирующего оценивания |
1 | Введение | Особенности мира растений. | Работа по схеме: «Знаю, интересуюсь, узнал» |
2 | Растения вокруг нас | Экскурсия «Растения на территории лицея» | Работа по схеме: «Что мне знакомо? Что хотел бы узнать? Как лучше зафиксировать результаты экскурсии.» |
3 | Секреты природы | Работа по схеме: «Что знаю в целом о мире растений? Какие факты и сведения мне не знакомы» | |
4 | Интересные факты из мира растений | Работа по схеме: «Из каких источников можно получить интересующие меня сведения? Что может заинтересовать моих товарищей? В какой форме им лучше представить результат моей работы?» | |
5 | Экскурсия «Растения в окрестностях промзоны». | Работа по схеме: «Чем отличаются растения на данной территории от участка обследованного ранее? Как лучше провести сравнение и анализ, на что следует обратить внимание? Как представить результаты? | |
6 | Определение незнакомых видов растений, обнаруженных во время экскурсии | Работа по схеме: «Откуда можно получить сведения о незнакомых мне растениях? Как освоить работу с определителем? Прибегнуть к помощи товарищей или самому помочь им?» | |
7 | Изготовление гербария. | Работа по схеме: «Освоить методику изготовления гербария и его правильного определения. Оценить: удалось все сделать правильно или нет, выявить допущенные самим собой ошибки или своими товарищами» | |
8 | Флористический обзор исследованных участков | Работа по схеме: «Что было понятно? Что вызвало затруднения? Помоги или посоветуй однокласснику» | |
9 | Строение клеток листа спирогиры и элодеи. | Работа по схеме: «Знаю, интересуюсь, узнал. Удалось выявить отличия клеток водорослей от клеток высшего растения?» | |
10 | Клетки и ткани растений | Строение растительных клеток с хромопластами. | Работа по схеме: «Какой метод выбрать для изучения деталей строения растительных клеток? Как самостоятельно изготовить микропрепарат?» |
11 | Строение эпидермиса и устьиц листа герани. | Работа по схеме: «Можно ли применить световое микроскопирование? Удалось ли выявить различия в строении изученных клеток » | |
12 | Строение растительных тканей. | Работа по схеме: «Как определить отличия тканей от клеток? Как связать особенности строения разных тканей с выполняемыми функциями?» | |
13 | Микроскопическое строение листа | Работа по схеме: «Выяснить что лучше использовать для изучения микроскопического строения листа: готовый микропрепарат или изготовленный самим? Оценить качество микропрепаратов своих одноклассников» | |
14 | Викторина «Растительная клетка» | Поиск и создание нетрадиционных форм закрепления полученных результатов. | |
15 | Процессы жизнедеятельности в растительном организме | Образование хлорофилла на свету | Работа по схеме: «Что я знаю о метаболизме растений? Что хотел бы узнать? Понятен ли мне процесс фотосинтеза? Какой еще способ его изучения можно предложить?» |
16 | Выявление крахмала в листьях | Работа по схеме: «Знаю ли я,что такое «крахмал», как образуется, где его можно обнаружить? Найти информацию о методе выявления крахмала в тканях растений» | |
17 | Выявление крахмала в видоизмененных побегах. | Работа по схеме: «Можно ли применить опробованную методику для выявления крахмала в других органах растений?» | |
18 | Письмо на зелёном листе (опыт с шаблонами на листьях) | Работа по схеме: «Составь свой план действий, выбери способ фиксации результатов» | |
19 | Изучение дыхания растений | Работа по схеме: «Что я знаю о дыхании организмов? Чем дыхание отличается от фотосинтеза?» | |
20 | Опыты по выявлению углекислого газа как продукта дыхания растений | Работа по схеме: «Как это выяснить опытным путем? Совместный поиск методик. Оценка полученных результатов» | |
21 | Передвижение воды и минеральных веществ по растению. | Работа по схеме: «Можно ли опытным путем установить принцип перемещения веществ по стеблю? Совместный поиск методик. Оценка результатов» | |
22 | Транспирация у растений из разных экологических групп | Работа по схеме: «Выяснить есть ли разница между «транспирацией и испарением»? Найти или придумать методику их изучения. Представить результаты» | |
23 | Викторина «Процессы жизнедеятельности растений» | Поиск и создание нетрадиционных форм закрепления полученных результатов. | |
24 | Многообразие растений | Строение спирогиры. | Работа по схеме: «Что я знаю о низших растениях? Как расширить свои познания о них?» |
25 | Строение листа сфагнума | Работа по схеме: «Поможет ли изучение строения листа сфагнума объяснить его гигроскопичность? Составить план исследования, ознакомить с результатами и выводами?» | |
26 | Строение хвои сосны и ели, женских и мужских шишек | Работа по схеме: «Что я знаю о голосеменных растениях. Что мне поможет восполнить недостающие знания? Решило ли проблему микроскопирование органов голосеменных?» | |
27 | Строение семязачатков и пыльников цветковых растений | Работа по схеме: «Что я знаю об отличительных особенностях покрытосеменных растений? Как восполнить недостающие знания? | |
28 | Строение пыльцы растений | Работа по схеме: «Как изучение строения пыльцы поможет выяснить особенности полового размножения семенных растений? | |
29 | Фитоценоз и биотические связи растений в биоценозе | Растения биоиндикаторы | Работа по схеме: «Знаю, интересуюсь, узнал» |
30 | Определение кислотности почвы по всходам крапивы и хвоща полевого | Работа по схеме: «Как могу применить полученные теоретические знания? Поиск подходящих методик. Представление результатов» | |
31 | Лихеноиндикация | Работа по схеме: «Как могу применить полученные теоретические знания? Поиск подходящих методик. Представление результатов» | |
32 | Влияние сока сорных растений на прорастание семян | Работа по схеме: «Как экспериментально изучить особенности взаимоотношений растений в фитоценозе? Закладка опыта». | |
33 | Понятие о фитоценозе | Работа по схеме: «Что я узнал о фитоценозе? Формулирование собственного определения. Обсуждение иных вариантов» Составление карт понятий. | |
34 | Описание фитоценоза на территории лицея | Работа по схеме: «Предложить план описания, обсудить иные варианты, представить собственные результаты и оценить результаты других» |
Предполагаемая результативность курса
• выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для растений;
• осуществлять классификацию растений на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль растений в жизни человека;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Громова, В. И. ФГОС. Настольная книга учителя / В. И. Громова, Т. Ю. Сторожева.- Саратов, 2013.- 120с.
2. Моисеев, В. П. Физиология и биохимия растений. Методические указания к лабораторно – практическим занятиям /В. П. Моисеев, Н. П. Решецкий. — Горки, 2009. — 124 с.
3.Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя / К.Н. Поливанова. — М.: Просвещение, 2011.- 179 с.
4. Реймерс, Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов / Н. Ф. Реймерс. – М.: Просвещение,1995. – 250 с.
5. Тимонин, А. К. Малый практикум по ботанике. Морфология и анатомия растений : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.К.Тимонин, В.Р.Филин, М.В.Нилова, Т. А. Федорова, А. С. Беэр. — М.: Академия, 2012. — 208 с.
6. Шанцер, И. А. Растения средней полосы Европейской России / И. А. Шанцер. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007. – 470 с.
7. Языкова, М. Ю. Школьный практикум по биологии / М. Ю. Языкова, Рытов Г.Л., Врубель Е.М. – Самара: Самарский университет, 2003. – 104 с.
- Интернет-ресурсы:
- http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).
- http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
- http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей. «Копилка» опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).
- http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html ( Ресурс содержит систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).
- http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции «устойчивого развития» в России).
- http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых; содержит исследования экологии Красноярского края).
- http://www.biodat.ru/ 9 BioDat — это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ «»Сохранение биоразнообразия»», для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).
- http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).
- ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).
- http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам «Зеленый шлюз»).
- http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).
- http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).
- http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )