Рабочая программа надпредметного внеурочного курса «Ботанический практикум» 6-а, 6-б, 6-в классы на 2019-2020 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                             лицей №1 г. Усмани Липецкой области                                                                                                                   имени Героя Советского Союза Б. А. Котова

Рабочая программа

надпредметного внеурочного курса

«Ботанический практикум»

6-а, 6-б, 6-в классы

на 2019-2020 учебный год

Составила:

Денисова А.А.

учитель биологии

Пояснительная записка

     Цель надпредметного внеурочного курса «Ботанический практикум»:

  1. Формирование метапредметных образовательных достижений учащихся на основе технологии формирующего оценивания во внеурочной деятельности
  2.  Предоставить возможность ученику реализовать свой интерес к выбранному предмету.

   3. Уточнить способность и готовность ученика  осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.

   4. Создать условия для подготовки к последующей профилизации через развитие творческого потенциала личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, формирование исследовательских умений, вовлечение учащихся в практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об окружающей среде.

Задачи:

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

— углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний об особенностях строения и жизнедеятельности растений, полученных на уроках биологии;

— воспитание мировоззренческих установок, которые помогут учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой.

Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Федеральный уровень

  • Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ  Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 N 85);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный

стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897″

(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937)

  •  Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1578

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный

стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413″

(Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41020)

  •  Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 N 03-413 «О методических

рекомендациях по реализации элективных курсов»

Региональный уровень

  •  Приказ УОиН от 12.07.2018 №912 «Об утверждении перечня

образовательных организаций, реализующих федеральный государственный

образовательный стандарт основного общего образования в 9 классах и

среднего общего образования в 11 классах на территории Липецкой области

в 2018/19 учебном году»;

  •  Приказ УОиН от 03.05.2018 №540 «О базисных учебных планах для

образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы

основного общего и среднего общего образования, на 2018/2019 учебный

год»;

  • Письмо управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009

№ 3499 «Примерное положение о структуре, порядке разработки и

утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин

(модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего

образовательные программы общего образования.

Лицейскийуровень

  • Устав лицея
  • Программа развития лицея «Школа познания +»
  • Основная образовательная программа основного общего образования
  • Календарный учебный график
  • Учебный план на 2018-2019 уч. г.
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) лицея №1 г.Усмани Липецкой области.

   Программа является логическим продолжением надпредметного курса «Экология», реализованного в форме внеурочной деятельности для учащихся пятых классов к минувшем учебном году. Курс построен на основе знаний и умений учащихся, полученных в 5 классе основной общеобразовательной школы. Курс имеет интегративный характер, расширяют рамки действующего курса биологии и  позволяет осуществлять межпредметные связи с предметами: химией, физикой, математикой, географией и биологией, экологией.

   Содержание программы ориентировано на добровольные  одновозрастные группы детей (15-20 человек), обучающихся в трех разных классах  и проявляющих интерес к изучению биологических дисциплин, что призвано способствовать в дальнейшем осознанному выбору индивидуального образовательного маршрута.

     Программа базируется на применении педагогической диагностики на основе формирующего оценивания для выявления прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения с целью определения текущего состояния обученности школьника, путей его перспективного развития, мотивирования его на дальнейшее обучение.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки, презентации.

Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

  Данная  программа предполагает обучение с опорой на проектную и исследовательскую деятельность. Данная форма  в обучении является одной из самых актуальных, так как способствует реализации компетентностного подхода, и направлена на формирование в ребенке самостоятельной, коммуникабельной, умеющий работать в группе личности, готовой и способной постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.

     Планируемые результаты освоения    программы  курса «Ботанический практикум» в 6 классах:

Личностными результатами изучения предмета «Ботанический практикум» являются:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию  в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать значимость  растительного мира.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Ботанический практикум» является (УУД).

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). 

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты

— научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни растительных организмов; проводить наблюдения за живыми объектами; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

— овладеет системой биологических знаний — понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;

— освоит общие приемы: выращивания и размножения культурных растений; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

— приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Содержание программы

1. Введение (1 час)

Знакомство с ребятами. Задачи курса. Техника безопасности. Знакомство с историей возникновения и развития ботаники.

2.  Растения вокруг нас (8 часа)

Экскурсия по территории школы и по городскому парку. Знакомство с видовым разнообразием растений, отработка навыков работы с определителями растений, составление флористических обзоров. Освоение методики изготовления гербариев.

 Разработка минипроектов с использованием полученных данных.

3. Клетки и ткани растений  (5 часов)

Знакомство с устройством микроскопа. Освоение  методик изготовления микропрепаратов. Изучение особенностей строения растительных клеток. Разнообразие и особенности строения тканей растений. Связь между строением тканей растений и их функциями.

 Разработка и презентация минипроектов.

4. Процессы жизнедеятельности в растительном организме (9 часов)

Изучение закономерностей и особенностей протекания основных процессов жизнедеятельности растений через постановку серии опытов и проведении наблюдений за растениями в школьной лаборатории.

5.  Многообразие растений (5 часов)

Знакомство с особенностями строения представителей низших растений и основных отделов высших растений. Проведение  ряда лабораторных исследований строения и выявление признаков, наиболее характерных для изучаемой группы растений. Изготовление микропрепаратов и работа с готовыми микропрепаратами.

6. Фитоценоз и биотические связи растений в биоценозе (6 часов)

Понятие о фитоценозе как составной и базовой части биоценоза. Роль растений в природном сообществе. Разнообразие биотических связей с участием растений. Использование растений и лишайников в качестве инструментов биоиндикации состояния окружающей среды

Учебно-тематический план

№ за- ня-тия Модуль курса          Тема занятия Инструменты формирующего оценивания
1 Введение Особенности мира растений. Работа по схеме: «Знаю, интересуюсь, узнал»
2 Растения вокруг нас Экскурсия «Растения на территории лицея» Работа по схеме: «Что мне знакомо? Что хотел бы узнать? Как лучше зафиксировать результаты экскурсии.»
3 Секреты природы Работа по схеме: «Что знаю в целом о мире растений? Какие факты  и сведения мне не знакомы»
4 Интересные факты из мира растений Работа по схеме: «Из каких источников  можно получить интересующие меня сведения? Что может заинтересовать моих товарищей? В какой форме им лучше представить результат моей работы?»
5 Экскурсия «Растения в  окрестностях промзоны». Работа по схеме: «Чем отличаются растения на данной  территории от участка обследованного ранее? Как лучше провести сравнение и анализ, на что следует обратить внимание? Как представить результаты?
6 Определение незнакомых видов растений, обнаруженных во время экскурсии Работа по схеме: «Откуда можно получить сведения о незнакомых мне растениях? Как освоить работу с определителем? Прибегнуть к помощи товарищей или самому помочь им?»
7 Изготовление гербария. Работа по схеме: «Освоить методику изготовления гербария и его правильного определения. Оценить: удалось все сделать правильно или нет, выявить допущенные  самим собой ошибки или своими товарищами»
8 Флористический обзор исследованных участков Работа по схеме: «Что было понятно? Что вызвало затруднения? Помоги или посоветуй однокласснику»
9 Строение клеток листа спирогиры и элодеи. Работа по схеме: «Знаю, интересуюсь, узнал.  Удалось выявить отличия клеток водорослей от клеток высшего растения?»
10 Клетки и ткани растений  Строение растительных клеток с хромопластами. Работа по схеме: «Какой метод выбрать для изучения деталей строения растительных клеток? Как самостоятельно изготовить микропрепарат?»
11 Строение эпидермиса и устьиц листа герани. Работа по схеме: «Можно ли применить световое микроскопирование? Удалось ли выявить различия в строении изученных клеток »
12 Строение растительных тканей. Работа по схеме: «Как  определить отличия тканей от клеток? Как связать особенности строения разных тканей с выполняемыми функциями?»
13 Микроскопическое строение листа Работа по схеме: «Выяснить что лучше использовать для изучения микроскопического строения листа: готовый микропрепарат или изготовленный самим? Оценить качество микропрепаратов своих одноклассников»
14 Викторина «Растительная клетка» Поиск и создание нетрадиционных форм закрепления полученных результатов.
15 Процессы жизнедеятельности в растительном организме Образование хлорофилла на свету Работа по схеме: «Что я знаю о метаболизме растений? Что хотел бы узнать? Понятен ли мне процесс фотосинтеза? Какой еще способ его изучения можно предложить?»
16 Выявление крахмала в листьях Работа по схеме: «Знаю ли я,что такое «крахмал»,  как образуется, где его можно обнаружить? Найти информацию о методе выявления крахмала в тканях растений»
17 Выявление крахмала в видоизмененных побегах. Работа по схеме: «Можно ли применить опробованную методику для выявления крахмала в других органах растений?»
18 Письмо на зелёном листе (опыт с шаблонами на листьях) Работа по схеме: «Составь свой план действий, выбери  способ фиксации результатов»
19 Изучение дыхания растений Работа по схеме: «Что я знаю о дыхании организмов? Чем дыхание отличается от фотосинтеза?»
20   Опыты по выявлению углекислого газа как продукта дыхания растений Работа по схеме: «Как это выяснить опытным путем? Совместный поиск методик. Оценка полученных результатов»
21 Передвижение воды и минеральных веществ по растению. Работа по схеме: «Можно ли опытным путем установить принцип перемещения веществ по стеблю? Совместный поиск методик. Оценка результатов»
22 Транспирация у растений из разных экологических групп Работа по схеме: «Выяснить есть ли разница между «транспирацией и испарением»? Найти или придумать методику их изучения. Представить результаты»
23 Викторина «Процессы жизнедеятельности растений» Поиск и создание нетрадиционных форм закрепления полученных результатов.
24 Многообразие растений Строение спирогиры. Работа по схеме: «Что я знаю о низших растениях? Как расширить свои познания о них?»
25 Строение листа сфагнума Работа по схеме: «Поможет ли изучение строения листа сфагнума объяснить его гигроскопичность? Составить план исследования, ознакомить с результатами и выводами?»
26 Строение хвои сосны и ели, женских и мужских шишек Работа по схеме: «Что я знаю о голосеменных растениях. Что мне поможет восполнить недостающие знания? Решило ли проблему микроскопирование органов голосеменных?»
27 Строение семязачатков и пыльников цветковых растений Работа по схеме: «Что я знаю об отличительных особенностях покрытосеменных растений? Как восполнить недостающие знания?
28 Строение пыльцы растений Работа по схеме: «Как изучение строения пыльцы поможет выяснить особенности полового размножения семенных растений?
29 Фитоценоз и биотические связи растений в биоценозе Растения биоиндикаторы Работа по схеме:  «Знаю, интересуюсь, узнал»
30 Определение кислотности почвы по всходам крапивы и хвоща полевого Работа по схеме: «Как могу применить полученные теоретические знания? Поиск подходящих методик. Представление результатов»
31 Лихеноиндикация Работа по схеме: «Как могу применить полученные теоретические знания? Поиск подходящих методик. Представление результатов»
32 Влияние сока сорных растений на прорастание семян Работа по схеме: «Как экспериментально изучить особенности взаимоотношений растений в фитоценозе? Закладка опыта».
33 Понятие о фитоценозе Работа по схеме: «Что я узнал о фитоценозе? Формулирование собственного определения. Обсуждение иных вариантов» Составление карт понятий.
34 Описание фитоценоза на территории лицея Работа по схеме: «Предложить план описания, обсудить иные варианты, представить собственные результаты и оценить результаты других»

Предполагаемая результативность курса

• выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для растений;

• осуществлять классификацию растений на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль растений в жизни человека;

• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Громова, В. И. ФГОС. Настольная книга учителя / В. И. Громова, Т. Ю. Сторожева.- Саратов, 2013.- 120с.

2. Моисеев, В. П. Физиология и биохимия растений. Методические указания к лабораторно – практическим занятиям /В. П. Моисеев, Н. П. Решецкий. — Горки, 2009. — 124 с.

3.Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя / К.Н. Поливанова. —  М.: Просвещение, 2011.- 179 с.

4. Реймерс, Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов / Н. Ф. Реймерс. – М.: Просвещение,1995. – 250 с.

5. Тимонин, А. К. Малый практикум по ботанике. Морфология и анатомия растений : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.К.Тимонин, В.Р.Филин, М.В.Нилова, Т. А. Федорова, А. С. Беэр. — М.: Академия, 2012. — 208 с.

6. Шанцер, И. А. Растения средней полосы Европейской России / И. А. Шанцер. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007. – 470 с.

7. Языкова, М. Ю. Школьный практикум по биологии / М. Ю. Языкова, Рытов Г.Л., Врубель Е.М. – Самара: Самарский университет, 2003. – 104 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *