Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 70
Рассмотрена на заседании кафедры естественно-математических дисциплин Протокол от « » августа 2017г. №1 Зав. кафедрой __________/ О.С. Гаршина
|
Согласовано: Куратор НМР
_________/ Е.В. Андреева
|
Утверждена приказом от « » августа 2017г. № Директор МБОУ СОШ №70 ___________О.Р. Прокопенко
|
Рабочая программа внеурочного курса «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» в 5 — 9 классах
Учитель: Какунина Галина Александровна
Аленина Евгения Анатольевна
г. Липецк-2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса Мир проектной деятельности (5-9 классы) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.
Содержание направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.
Основные направления курса:
— реализация межпредметной интеграции естественно-научных дисциплин;
— отражение интеграции естественно-научного и гуманитарного знания, связей с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;
— перенос акцента с «усвоения знаний» на формирование у обучающихся ряда «компетентностей»;
— воспитание ценностного отношения к окружающему миру.
Курс основывается на тесной межпредметной интеграции дисциплин естественно-научного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование, создание проектов), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается.
В основе курса лежит технология системно-деятельностного подхода в обучении, который является основой для реализации ФГОС ООО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» обеспечивает:
- формирование системы естественно-научных знаний как компонента целостной научной картины мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, создавать проекты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Курс направлен на формирование у школьников представлений о многообразии окружающего их мира, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
В рабочей программе содержание раскрывается в разделах: «Введение (науки об окружающем мир, методы научного познания)», «Планета по имени Земля», «Удивительное и познаваемое рядом», «Школьная территория».
Раздел «Введение» включает сведения о науках, рассматривающих происходящие в окружающем мире с разных сторон, знакомит обучающихся с методами научного познания, с лабораторным оборудованием, правилами работы в лаборатории, направлениями исследовательской деятельности.
В разделе «Планета по имени Земля» содержатся общие сведения о нашей планете, о человеке как биосоциальном существе, его роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Удивительное и познаваемое рядом» предполагает формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности, проведение множества лабораторных и практических работ, индивидуальный домашнего эксперимент для оценивания результата деятельности каждого обучающегося.
Раздел «Школьная территория» предполагает выполнение проектов, основан на курсе «Intel Обучение для будущего» и предполагает освоение обучающимися проектной методики, организацию самостоятельных групповых исследований, проведение работы по научению школьников задавать вопросы, «критериальный» подход к оценке получаемых результатов, использование обучающимися информационных коммуникативных технологий.
Цели образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальными целями данного курса являются:
- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с окружающим миром;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в науке.
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний об окружающем мире; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения окружающего мира, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам окружающего мира.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» изучается в 5-9 классах. Общее количество часов 140 (1 ч в неделю) в 5-8 классах, в девятом классе при выполнении индивидуального проекта учитель проводит занятия-консультации. Ему предшествует курс «Окружающий мир» в начальной школе, при обучении более полно и точно с научной точки зрения раскрывается сущность многих процессов и явлений окружающей действительности. В свою очередь, содержание курса служит основой для использования исследовательской и проектной деятельности на всех ступенях обучения, позволяет реализовывать преемственность в обучении.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных принципов и правил отношения к окружающему миру;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение окружающего мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к объектам окружающего мира;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
3) умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (научно-популярной литературе, словарях и справочниках, в сети Internet), анализировать и оценивать информацию;
4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
5) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
6) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающему миру;
8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9) умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения:
1) усвоение системы научных знаний об окружающем мире и закономерностях его развития для формирования естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений об учебно-исследовательской и проектной деятельности;
3) приобретение опыта использования методов науки и проведения несложных экспериментов для изучения окружающего мира;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
6) овладение методами науки; наблюдение и описание объектов и процессов окружающего мира; постановка экспериментов и объяснение их результатов, создание небольших проектов;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«МИР ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
5 – 9 класс
- Введение (11 ч.)
Дисциплины естественно-научного цикла. Способы организации собственной учебной деятельности. Методы – составная часть науки. Практические и теоретические методы. Лабораторная посуда и оборудование. Правила работы в лаборатории. Основные этапы экспериментальной деятельности.
Демонстрация:занимательные опыты, различные виды химической посуды, приборы для измерения массы, плотности жидкости, температуры, твердости.
Практическая работа:
- Знакомство с лабораторным оборудованием.
- Отработка правил техники безопасности. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.
- Строение пламени.
Мини-проект:
Лабораторная посуда своими руками.
- Планета по имени Земля (5 ч.)
Наш дом – Земля. Открытие планеты. Земля. Земли или что дороже золота. Биосфера – живой шар. Ничего лишнего. Украшение планеты. Планета людей. Ты не одинок. Кто чем гордится. Люди дают имена. Общая забота.
Практическая работа:
- Материк Пангея.
III. Удивительное и познаваемое рядом (83ч.)
Тела и вещества. Физические свойства веществ. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Однородные и неоднородные смеси, способы их разделения. Вода — растворитель. Жёсткая и мягкая вода. Растворимость веществ в воде. Эти удивительные растворы. Индикаторы. Разделение веществ на группы с помощью индикаторов (кислоты и щёлочи). Физические явления. Диффузия. Адсорбция. Растения – химические лаборатории. Микромир. Увеличительные приборы (лупы, микроскопы). Приготовление микропрепаратов. Работа с определителем растений. Осмотические явления в растениях. Методы определения растительных пигментов. Картографирование. Правила монтирования учебного гербария. Открытые учебные задачи. Решение творческих задач о том, что нас окружает.
Демонстрация: предметы, сделанные из различных веществ,однородные и неоднородные смеси, способы их разделения, растворы разных веществ, гербарии растений, микропрепараты, коллекции насекомых, влажные препараты животных.
Лабораторные работы:
- Физические свойства веществ.
- Примеры химических и физических явлений, их признаки.
- Знакомство с индикаторами.
- Изучение скорости диффузий аэрозолей.
- Адсорбция активированным углем красящих и пахучих веществ.
- Химический состав растений.
- Устройство микроскопа и приёмы работы с ним. Строение растительной клетки.
- Рассмотрение микрообъектов под микроскопом
- Одноклеточные животные.
- Особенности внешнего строения и поведения дождевого червя.
- Изучение строения двустворчатого моллюска.
- Изучение строения речного рака и монтирование раздаточного материала для урока.
- Изучение поведенческих реакций рыб.
Практические работы:
- Изучение факторов, влияющих на скорость химических явлений.
- Разделение предложенных смесей веществ.
- Вода – чистое вещество или смесь?
- Жёсткая или мягкая вода? (исследование разных проб воды)
- Приготовление растворов разной концентрации.
- Волшебное парение и ожившие картинки.
- Определение состава почвы.
- Занимательные физические явления.
- Диффузия частиц марганцовки в воде разной температуры.
- Возможна ли адсорбция красящих и пахучих веществ кукурузными палочками?
- Чем варёный картофель отличается от сырого?
- Приготовление препаратов срезов различных органов сосудистых растений.
- Приготовление препаратов молочнокислых бактерий.
- Выращивание плесени на разных пищевых продуктах и приготовление микропрепаратов.
- Работа с определителем растений.
- Осмотические явления в растениях.
- Методы определения растительных пигментов.
- Картографирование школьного кабинета.
- Составление учебного гербария.
- Определение насекомых, предложенных учителем.
- . Определение оптимальной формы тела для планктонного организма.
- Определение параметров антропометрического и функционального развития.
- Оценка состояния здоровья по функциональным пробам.
- Определение наличия витамина С в различных продуктах питания.
- Внимание и память.
- Звуковое восприятие. Гигиена слуха.
- Иллюзии.
Мини-проекты:
- Какой фильтр лучше?
- Выращивание кристаллов разных солей.
- Российский флаг из растворов.
- Самодельные индикаторы.
- Разнообразие земноводных и пресмыкающихся Липецкой области.
- Красота и здоровье.
- Изучение влияния высоты каблука у учениц 5-11 классов школы на состояние опорно-двигательной системы.
- Иллюстрированный словарь «Животные и растения в мифах, легендах и сказках».
- Животные и растения в государственной символике.
Домашний эксперимент (примерные темы):
- Изучение состава бытовых кулинарных и хозяйственных смесей.
- Диффузия сахара в разных растворителях.
- Обнаружение щелочей в некоторых препаратах бытовой химии и гигиены индикаторной бумажкой (универсальной и самодельной)
- Определение кислотности свежих разрезов овощей и фруктов.
- Изучение процесса ржавления железа.
- Обнаружение крахмала в продуктах питания.
- Изготовление марлевой повязки как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа.
- Развитие корневой системы в различных условиях.
- Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений.
- Изучение листьев комнатных растений.
- «Фокусы» с растениями.
- Изучение микрофлоры монет.
- Мой портфель.
- Модные напитки.
- Потребление электроэнергии в квартире.
- Почему нужно мыть руки? и др.
- Школьная территория (33 ч.).
Выполнение проектов в группах. Разработка учебного проекта. Создание мультимедийной презентации или другого «продукта» проекта. Подготовка к защите проекта. Защита проекта. Самооценка деятельности.
Темы проектов:
- Многообразие древесных растений.
- Особенности внешнего строения коры деревьев. Определение состояния древостоя пришкольного участка.
- Лишайниковые сообщества. Определение чистоты воздуха при помощи лишайников.
- Картографирование школьной территории.
- Изучение снегового покрова.
- Пылевое загрязнение воздуха в школьном кабинете.
- Оценка загрязнённости территории пришкольного участка твёрдыми бытовыми отходами.
- Исследование почвы.
- Изучение флоры.
Все проекты выполняются на территории школы, их порядок может меняться на усмотрение учителя.
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
Способ организации учебного процесса:
- Эвристический;
- Исследовательский.
Формы организации занятий:
- исследовательская практика учащихся;
- образовательные экспедиции (экскурсии)
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная работа
- групповая работа
Методы обучения (организации и осуществления учебно-познавательной деятельности по Ю.К. Бабанскому):
по источнику передачи и восприятия информации:
- словесные (беседа, дискуссия, конференция)
- наглядные (иллюстрация, демонстрация)
- практические (практическая работа)
по логике передачи и восприятия информации:
- индуктивные
- дедуктивные
по степени самостоятельности мышления:
- продуктивные
по характеру управления работой:
- самостоятельная работа
Приёмы обучения:
применения дидактических средств:
- использование наглядности
- работа с различными источниками информации
организационные:
- привлечения внимания
- постановка задач
- организация самостоятельной работы
- самооценка
активизации познавательной деятельности:
- занимательное задание
- проблемный вопрос
- организация обсуждения
- создание ситуации успеха
структуризации материала:
- визуализация мыслительного процесса
КАЛЕНДАРНО—ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
1 ч в неделю (35 ч в год из них 2 ч резервное время)
№
п/п |
Дата | Тема урока | Количество
часов |
Основные виды внеурочной
деятельности учащихся |
|
План | Факт | ||||
Введение (10 ч) | |||||
1 | Урок — знакомство. | 1 | В игровой форме познакомиться друг с другом. | ||
2 | Как работают исследователи? | 1 | Выявить этапы исследовательской деятельности.
Проверить правильности выделенных этапов. Выполнить простой научный эксперимент. |
||
3 | Что такое проект? | 1 | Анализировать полученную информацию.
Познакомиться с этапами проектной деятельности Формулировать вопросы. Отвечать на вопросы учителя. Заполнение дневника проектной и учебно-исследовательской деятельности. |
||
4 | Науки об окружающем мире. Мини-проект: «Угадай науки». | 1 | Определять предмет изучения разных наук.
Объяснять значение различных наук в жизни человека. Устанавливать взаимосвязь разных наук. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении мини-проекта. |
||
5 | Методы — составная часть науки. | 1 | Определять методы исследований, лабораторную посуду и оборудование.
Соблюдать правила работы с лабораторными приборами и инструментами, правила работы в лаборатории. Работать в группе при выполнении заданий |
||
6 | Практическая работа №1.
Знакомство с лабораторным оборудованием. |
1 | Работа в группах, используя различные источники информации изучить лабораторное оборудование.
Оформлять результаты работы. |
||
7 | Практическая работа №2. Отработка правил техники безопасности. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. | 1 | Объяснять правила техники безопасности.
Приобретать навыки работы с лабораторным оборудованием. Выполнять практическую работу. Соблюдать правила поведения при выполнении практической работы. Прогнозировать последствия несоблюдения правил обращения с лабораторным оборудованием. |
||
8 | Практическая работа №3 Строение пламени. | 1 | Изучить строение пламени спиртовки и свечи, сравнить полученные данные, сделать выводы по проделанной работе.
Оформлять результаты работы. |
||
9-11 | Мини-проект: Лабораторная посуда своими руками. | 3 | Групповая работа по созданию разных видов лабораторного оборудования из подручных материалов и испытание пригодности их использования на практике.
Оформлять результаты работы. |
||
Планета по имени Земля (5 ч.) | |||||
12 | Дом большой и маленький.
Практическая работа №4. Материк Пангея. |
1 | Анализировать тему урока.
Выдвигать гипотезы о том, почему учёные решили, что на Земле был только один материк. Доказывать верность своих предположений. Работать в группе. Оформлять результаты работы. |
||
13 | Что дороже золота? | 1 | Отвечать на проблемный вопрос темы урока.
Доказывать правильность своих суждений. Работать с географической картой. Анализировать ответы одноклассников. |
||
14 | Живая планета | 1 | Распознавать живые организмы.
Анализировать информацию о взаимоотношениях живых организмов. Находить дополнительную информацию о необычных растениях. |
||
15 -16 | Планета людей | 2 | Обосновывать необходимость людей жить сообща, одним странам помогать другим.
Находить дополнительную информацию о главных достопримечательностях разных стран. Анализировать названия природных объектов. Работать с географической картой. Разработать правила, которые может выполнять каждый человек для охраны окружающей среды. |
||
Удивительное и познаваемое рядом (17 ч.) | |||||
17 | Тела и вещества. | 1 | Приводить примеры разных тел и веществ.
Устанавливать причины разделения веществ и тел на группы. Выполнять творческие задания. |
||
18 | Лабораторная работа №1. Физические свойства веществ. | 1 | Исследовать некоторые физические свойства веществ, которые окружают учащихся в повседневной жизни (уксусная кислота, лимонная кислота, алюминий, медь, сахар, поваренная соль, мел), сравнить, сделать выводы по проделанной работе.
Оформлять результаты работы. |
||
19 | Физические и химические явления. Лабораторная работа №2. Примеры химических и физических явлений, их признаки. | 1 | Давать определение физические и химические явления.
Сравнивать разные явления. Разделять явления окружающей среды на группы. Выполнять лабораторную работу. Оформлять результаты работы. Соблюдать правила поведения, правила обращения с лабораторным оборудованием. Анализировать полученные результаты и делать выводы. |
||
20 | Практическая работа №5. Изучение факторов, влияющих на скорость химических явлений. | 1 | Формировать практические умения, проводить сравнение, формулировать выводы.
Развивать наблюдательность, инициативность, стремление к самостоятельному поиску и совершенствованию знаний. Оформлять результаты работы. |
||
21 | Чистые вещества и смеси.
Практическая работа №6. Разделение предложенных смесей веществ. |
1 | Приводить примеры чистых веществ и смесей из повседневной жизни.
Различать однородные и неоднородные смеси. Познакомиться с основными способами разделения смесей. Обосновывать необходимость разделения смесей на вещества. Прогнозировать, каким способом можно разделить предложенную смесь. Разделять предложенные смеси веществ. Работать в группе. Оформлять результаты работы. |
||
22-23 | Мини-проект: Какой фильтр лучше? | 2 | Работать в группе.
Изготовить фильтры из различных подручных материалов, использовать их на практике для разделения смеси песка и воды. Сделать выводы по проделанной работе. Оформлять результаты работы. |
||
24 | Практическая работа №7. Вода – чистое вещество или смесь? | 1 | Умение найти решение возникшей проблемы.
Выполнять практическую работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
25 | Практическая работа №8. Жёсткая или мягкая вода? (исследование разных проб воды) | 1 | Определять проблему занятия.
Объяснять причину, по которой в природе мало чистых веществ, понятия мягкая и жёсткая вода. Выполнять практическую работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
26-27 | Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Растворы.
Практическая работа №9. Приготовление растворов разной концентрации. |
2 | Разделять вещества на группы в зависимости от растворимости веществ в воде.
Давать определение раствор. Устанавливать взаимосвязь между количеством растворённого вещества и типом раствора. Выполнять практическую работу. Оформлять результаты работы. |
||
28 — 29 | Мини-проект: Выращивание кристаллов разных солей. | 2 | Работать в группе.
Вырастить кристаллы солей. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
30 | И это всё о ней… (итоговое занятие по теме растворы)
Мини-проект: Российский флаг из растворов. |
1 | Работать в группе.
Получить российский флаг в химическом стакане. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
31 | Открытые учебные задачи | 1 | Познакомиться с открытыми учебными задачами.
Решать задачи в группах. Анализировать информацию и находить возможные решения, полученных задач. Доказывать правильность предложенного решения задачи. Применять информационные ресурсы для решения задач. |
||
32-33 | Решение творческих задач о том, что нас окружает. | 2 | Решать задачи в группах.
Анализировать информацию и находить возможные решения, полученных задач. Устанавливать причины явлений в окружающем мире. Доказывать правильность предложенного решения задачи. Применять информационные ресурсы для решения задач. |
||
34-35 | Резерв | 2 |
КАЛЕНДАРНО—ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
1 ч в неделю (35 ч в год из них 2 ч резервное время)
№
п/п |
Дата | Тема урока | Количество
часов |
Основные виды внеурочной
деятельности учащихся |
|
План | Факт | ||||
Удивительное и познаваемое рядом (33 ч.) | |||||
1 | Практическая работа №10. Волшебное парение и ожившие картинки (вводное занятие). | 1 | Выполнять практическую работу.
Оформлять результаты работы. Соблюдать правила поведения, правила обращения с лабораторным оборудованием. Анализировать предложенную информацию. Объяснять наблюдаемые явления. Работать в группе при выполнении заданий |
||
2 | Практическая работа №11. Определение состава почвы. | 1 | Исследовать состав почвы с помощью способов разделения однородных и неоднородных смесей. Работать в паре при выполнении заданий.
Оформлять результаты работы. Анализировать полученные результаты и делать выводы. |
||
3 | Индикаторы.
Лабораторная работа №3. Знакомство с индикаторами. |
1 | Давать определение индикатор.
Приводить примеры индикаторов. Объяснять значение индикаторов. Выполнять лабораторную работу. Оформлять результаты работы. |
||
4-6 | Мини-проект: Самодельные индикаторы (растворы и индикаторные бумажки). | 3 | Групповая работа по созданию разных видов индикаторов и испытание пригодности их использования на практике.
Оформлять результаты работы. |
||
7 | Практическая работа №12. Занимательные физические явления. | 1 | Выполнять практическую работу.
Работать в группе при выполнении заданий Оформлять результаты работы. Применять теоретические знания на практике. Анализировать полученные результаты и делать выводы. |
||
8 | Диффузия – это?
Практическая работа №13. Диффузия частиц марганцовки в воде разной температуры. |
1 | Изучить явление диффузия.
Выполнять практическую работу. Работать в группе при выполнении заданий. Оформлять результаты работы. Применять теоретические знания на практике. Анализировать полученные результаты и делать выводы. |
||
9 | Лабораторная работа №4. Изучение скорости диффузий аэрозолей. | 1 | Изучить явление диффузии газообразных веществ в воздухе и определение скорости её распространения.
Работать в паре при выполнении заданий. Оформлять результаты работы. Анализировать полученные результаты и делать выводы. |
||
10 | Адсорбция – это?
Лабораторная работа №5. Адсорбция активированным углем красящих и пахучих веществ. |
1 | Изучить явление адсорбции.
Работать в паре при выполнении заданий. Оформлять результаты работы. Анализировать полученные результаты и делать выводы. |
||
11 | Практическая работа №14. Возможна ли адсорбция красящих и пахучих веществ кукурузными палочками? | 1 | Выполнять практическую работу.
Работать в паре при выполнении работы. Анализировать полученные результаты и делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
12 | Домашний эксперимент (распределение заданий по интересам) | 1 | Применять полученные знания при выполнении индивидуальной практической работы. | ||
13 | Растения — химические лаборатории.
Лабораторная работа №6. Химический состав растений. |
1 | Выполнять практическую работу.
Работать в группе при выполнении заданий Оформлять результаты работы. Познакомиться с веществами, входящими в состав растений. Объяснять значение химических веществ для растений |
||
14 | Практическая работа №15. Чем варёный картофель отличается от сырого? | 1 | Выполнять практическую работу.
Работать в паре при выполнении работы. Анализировать полученные результаты и делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
15 | Микромир. Увеличительные приборы.
Лабораторная работа №7. Устройство микроскопа и приёмы работы с ним. Строение растительной клетки. |
1 | Анализировать информацию о микроорганизмах.
Называть части луп, микроскопа. Описывать этапы и правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по изучению увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Применять практические навыки в процессе лабораторной работы Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения, правила обращения с лабораторным оборудованием. Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах. |
||
16 | Лабораторная работа №8. Рассмотрение микрообъектов под микроскопом. | 1 | Применять теоретические знания на практике.
Выполнять лабораторную работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Оформлять результаты работы. Соблюдать правила поведения, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
||
17-18 | Практическая работа №16. Приготовление препаратов срезов различных органов сосудистых растений. | 2 | Выполнять практическую работу.
Работать в паре при выполнении работы. Анализировать полученные результаты и делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
19 | Практическая работа №17. Приготовление микропрепаратов молочнокислых бактерий. | 1 | Выполнять практическую работу.
Работать в паре при выполнении работы. Анализировать полученные результаты и делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
20 | Практическая работа №18. Выращивание плесени на разных пищевых продуктах и приготовление её микропрепаратов. | 1 | Выполнять практическую работу.
Работать в паре при выполнении работы. Анализировать полученные результаты и делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
21-23 | Морфологическое описание цветкового растения.
Практическая работа №19. Работа с определителем растений. |
3 | Научить делать морфологическое описание растений.
Работать с определителями растений. Выполнять практическую работу. Работать в паре при выполнении работы. Анализировать полученные результаты и делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
24-25 | Практическая работа №20. Осмотические явления в растениях. | 2 | Познакомиться с осмотическими явлениями в растениях.
Выполнять практическую работу. Работать в паре при выполнении работы. Анализировать полученные результаты и делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
26 | Практическая работа №21. Методы определения растительных пигментов. | 1 | Познакомиться на практике с простейшими методами определения растительных пигментов.
Работать в паре при выполнении работы. Анализировать полученные результаты и делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
27 | Картографирование
Практическая работа №22. Картографирование школьного кабинета. |
1 | Познакомиться с основными методами картографирования.
Выполнять практическую работу. Анализировать полученные результаты и делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
28-29 | Практическая работа №23. Составление учебного гербария. | 2 | Познакомиться с правилами заготовки гербария. Применять теоретические знания на практике.
Выполнять практическую работу. Оформлять результаты работы. |
||
30-33 | Отчёты учащихся по домашнему эксперименту. | 4 | Выступать по защите индивидуального задания.
Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности. |
||
34-35 | Резерв | 2 |
КАЛЕНДАРНО—ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
1 ч в неделю (35 ч в год из них 2 ч резервное время)
№
п/п |
Дата | Тема урока | Количество
часов |
Основные виды внеурочной
деятельности учащихся |
|
План | Факт | ||||
Удивительное и познаваемое рядом (33 ч.) | |||||
1 | Лабораторная работа №9. Одноклеточные животные.
|
1 | Выполнять лабораторную работу.
Оформлять результаты работы. Работать в паре при выполнении заданий |
||
2 | Беспозвоночные многоклеточные животные.
Лабораторная работа №10. Особенности внешнего строения и поведения дождевого червя. |
1 | Выполнять лабораторную работу.
Работать в паре при выполнении заданий. Оформлять результаты работы. Анализировать полученные результаты и делать выводы. |
||
3 | Беспозвоночные многоклеточные животные.
Лабораторная работа №11. Изучение строения двустворчатого моллюска. |
1 | Выполнять лабораторную работу.
Работать в паре при выполнении заданий. Оформлять результаты работы. Анализировать полученные результаты и делать выводы. |
||
4-5 | Беспозвоночные многоклеточные животные.
Лабораторная работа №12. Изучение строения речного рака и монтирование раздаточного материала для урока. |
2 | Выполнять лабораторную работу.
Работать в паре при выполнении заданий. Оформлять результаты работы.
|
||
6-7 | Многообразие насекомых.
Практическая работа №24. Определение насекомых, предложенных учителем. |
2 | Научиться работать с определителем насекомых.
Выполнять практическую работу. Работать в группе при выполнении заданий Оформлять результаты работы. Применять теоретические знания на практике. Анализировать полученные результаты и делать выводы. |
||
8 | Позвоночные животные. Рыбы.
Лабораторная работа №13. Изучение поведенческих реакций рыб. |
1 | Выполнять лабораторную работу.
Оформлять результаты работы.
|
||
9 | Жизненные формы живых организмов.
Практическая работа №25. Определение оптимальной формы тела для планктонного организма. |
1 | Познакомиться с разнообразием жизненных форм живых организмов. В ходе практической работы выявить причинно-следственные связи между формой тела и скоростью перемещения в воде. Определить оптимальную форму тела для планктонного организма.
Работать в паре при выполнении заданий. Оформлять результаты работы. |
||
10-11 | Мини-проект. Разнообразие земноводных и пресмыкающихся Липецкой области. | 2 | Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности. | ||
12-13 | Изучение многообразия птиц Липецкой области.
Викторина: «Узнай меня по голосу». |
2 | Используя различные источники информации изучить многообразие птиц Липецкой области и их голоса.
Участие в викторине. Работать в группе при выполнении заданий. |
||
14-15 | Человек как объект исследования различных наук.
Мини-проект: Красота и здоровье. |
2 | Провести сравнительный анализ средств и методов изучения состояния здоровья человека.
Описать эталоны красоты у разных народов и в разные времена, найти взаимосвязи между красотой и здоровьем. Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Самооценка деятельности. |
||
16 | Опорно-двигательная система.
Практическая работа №26. Определение параметров антропометрического и функционального развития. |
1 | Провести оценку своего параметров антропометрического и функционального развития.
Выполнять практическую работу. Работать в паре при выполнении работы. Анализировать полученные результаты и делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
17 | Системы кровообращения и дыхания.
Практическая работа №27. Оценка состояния здоровья по функциональным пробам. |
1 | Провести оценку состояния здоровья на основе функциональных проб.
Выполнять практическую работу. Работать в паре при выполнении работы. Анализировать полученные результаты и делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
18 | Витамины.
Практическая работа №28. Определение наличия витамина С в различных продуктах питания. |
1 | Выяснить роль витаминов в жизни человека.
Выполнять практическую работу. Работать в паре при выполнении работы. Анализировать полученные результаты и делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
19 | Практическая работа №29. Внимание и память. | 1 | Изучить понятия внимания и памяти, оценить объём различных видов памяти, координацию движений.
Выполнять практическую работу. паре при выполнении работы. Анализировать полученные результаты и делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
20 | Практическая работа №30. Звуковое восприятие. Гигиена слуха. | 1 | Проводят оценку своего слуха. Определяют факторы, снижающие слух, формулируют правила, способствующие сохранению и укреплению слухового анализатора.
Выполнять практическую работу. Работать в паре при выполнении работы. Анализировать полученные результаты и делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
21 | Практическая работа №31. Иллюзии. | 1 | Изучить виды иллюзий, оценить свои ощущения во время изучения иллюзий.
Выполнять практическую работу. Анализировать полученные результаты и делать выводы. Оформлять результаты работы. |
||
22-24 | Мини-проект. Изучение влияния высоты каблука у учениц 5-11 классов школы на состояние опорно-двигательной системы. | 3 | Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности. | ||
25-33 | Мини-проект на выбор учеников:
Иллюстрированный словарь «Животные и растения в мифах, легендах и сказках» или Животные и растения в государственной символике. |
9 | Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности. | ||
34-35 | Резерв | 2 |
КАЛЕНДАРНО—ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
1 ч в неделю (35 ч в год из них 2 ч резервное время)
№
п/п |
Дата | Тема урока | Количество
часов |
Основные виды внеурочной
деятельности учащихся |
|
План | Факт | ||||
Школьная территория (33 ч) | |||||
1-4 | Многообразие древесных растений. | 4 | Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности. | ||
5-8 | Особенности внешнего строения коры деревьев. Определение состояния древостоя пришкольного участка. | 4 | Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности. | ||
9-12 | Лишайниковые сообщества. Определение чистоты воздуха при помощи лишайников. | 4 | Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности. | ||
13-15 | Картографирование школьной территории. | 3 | Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности. | ||
16-20 | Изучение снегового покрова. | 5 | Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности. | ||
21-23 | Пылевое загрязнение воздуха в школьном кабинете. | 3 | Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности. | ||
24-25 | Оценка загрязнённости территории пришкольного участка твёрдыми бытовыми отходами. | 2 | Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности. | ||
26-28 | Исследование почвы. | 3 | Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности. | ||
29-33 | Изучение флоры. | 5 | Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности. |
9 класс
Выполнение индивидуального проекта (учитель выполняет роль консультанта).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – М.: Просвещение, 2013.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
- Десять базовых признаков эффективного управления: Реализация стандартов второго поколения / Под общ.ред.Р.ГЧураковой. – М.:Академкнига/Учебник, 2012.
- В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. Биология. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. – М.: Просвещение, 2013.
- О. В. Колпакова. Занимательная география. – М.: Белый город, 2012.
- Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А. Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 144 с.
- Александрова В.П., Болгова И.В. Культура здоровья человека: Практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. — М.: ВАКО, 2015. – 144 с.
- Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А. Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека: Практикум с основами экологического проектирования. 9 класс. — М.: ВАКО, 2014. – 144 с.
- С.В. Болушевский. Весёлые научные опыты для детей и взрослых. Химия. – М.: Эксмо, 2012.
- С.В. Болушевский. Весёлые научные опыты для детей и взрослых. Физика. – М.: Эксмо, 2012.
- С.В. Болушевский. Весёлые научные опыты для детей и взрослых. Биология. – М.: Эксмо, 2012.
- МэскеллХ. Что такое биология? Энциклопедия для любознательных. – М.: Эксмо, 2011.
- А.А. Грин. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учебно-методическое пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
- Ученический эксперимент для изучения химии в образовательной школе (7, 8, 9 класссы): учебно-методическое пособие для учителей и учеников/ И.В. Аксёнова. – Липецке: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2016. – 126 с. – (Реализуем Федеральные государственные образовательные стандарты)
- Учебное пособие и диск Intel «Обучение для будущего»
- Экологические исследования школьников в природе (компакт-диски). Экологический Центр «Экосистема» — http://www.ecosystema.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий;
- комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
— компьютер;
— мультимедиапроектор;
— интерактивная доска;
— коллекция медиаресурсов;
— выход в Интернет;
- комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных, микропрепараты, коллекции, гербарий);
- дневник проектной и учебно-исследовательской деятельности.