Рабочая программа Мир проектной деятельности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 70

 

Рассмотрена на заседании кафедры естественно-математических дисциплин

Протокол

от «     » августа 2017г. №1

Зав. кафедрой

__________/   О.С. Гаршина

Согласовано:

Куратор НМР

_________/  Е.В. Андреева

Утверждена приказом от

«    » августа 2017г.

Директор

МБОУ СОШ №70 ___________О.Р. Прокопенко

Рабочая программа внеурочного курса «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» в 5 – 9 классах

 

Учитель: Какунина Галина Александровна

                    Аленина Евгения Анатольевна

г. Липецк-2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса Мир проектной деятельности (5-9 классы) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

Содержание направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.

Основные направления курса:

—  реализация межпредметной интеграции естественно-научных дисциплин;

—  отражение интеграции естественно-научного и гуманитарного знания, связей с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;

—  перенос акцента с «усвоения знаний» на формирование у обучающихся ряда «компетентностей»;

—  воспитание ценностного отношения к окружающему миру.

Курс основывается на тесной межпредметной интеграции дисциплин естественно-научного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование, создание проектов), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается.

В основе курса лежит технология системно-деятельностного подхода в обучении, который является основой для реализации ФГОС ООО.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Курс «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» обеспечивает:

  • формирование системы естественно-научных знаний как компонента целостной научной картины мира;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, создавать проекты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Курс направлен на формирование у школьников представлений о многообразии окружающего их мира, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

В рабочей программе содержание раскрывается в разделах: «Введение (науки об окружающем мир, методы научного познания)», «Планета по имени Земля», «Удивительное и познаваемое рядом», «Школьная территория».

Раздел «Введение» включает сведения о науках, рассматривающих происходящие в окружающем мире с разных сторон, знакомит обучающихся с методами научного познания, с лабораторным оборудованием, правилами работы в лаборатории, направлениями исследовательской деятельности.

В разделе «Планета по имени Земля» содержатся общие сведения о нашей планете, о человеке как биосоциальном существе, его роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Удивительное и познаваемое рядом» предполагает формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности, проведение множества лабораторных и практических работ, индивидуальный домашнего эксперимент для оценивания результата деятельности каждого обучающегося.

Раздел «Школьная территория» предполагает выполнение проектов, основан на курсе «Intel Обучение для будущего» и предполагает освоение обучающимися проектной методики, организацию самостоятельных групповых исследований, проведение работы по научению школьников задавать вопросы, «критериальный» подход к оценке получаемых результатов, использование обучающимися информационных коммуникативных технологий.

Цели образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальными целями данного курса являются:

  • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с окружающим миром;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в науке.
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний об окружающем мире; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения окружающего мира, формированием интеллектуальных и практических умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам окружающего мира.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» изучается в 5-9 классах. Общее количество часов 140 (1 ч в неделю) в 5-8 классах, в девятом классе при выполнении индивидуального проекта учитель проводит занятия-консультации. Ему предшествует курс «Окружающий мир» в начальной школе, при обучении более полно и точно с научной точки зрения раскрывается сущность многих процессов и явлений окружающей действительности. В свою очередь, содержание курса служит основой для использования исследовательской и проектной деятельности на всех ступенях обучения, позволяет реализовывать преемственность в обучении.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения:

1)   воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2)   формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых позна­вательных интересов;

3)   знание основных принципов и правил отношения к окружающему миру;

4)   сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение окружающего мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к объектам окружающего мира;

5)  формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6)  формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7)  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

8)  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9)  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10)   формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

11)   формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)  овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

3)  умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (научно-популярной литературе, словарях и справочниках, в сети Internet), анализировать и оценивать информацию;

4)  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

5)  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

6)  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7)  способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающему миру;

8)  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9)  умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

10)   умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

11)   формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения:

1)  усвоение системы научных знаний об окружающем мире и закономерностях его развития для формирования естественно-научной картины мира;

2)  формирование первоначальных систематизированных представлений об учебно-исследовательской и проектной деятельности;

3)   приобретение опыта использования методов науки и проведения несложных экспериментов для изучения окружающего мира;

4)   понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

5)   формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

6)   овладение методами науки; наблюдение и описание объектов и процессов окружающего мира; постановка экспериментов и объяснение их результатов, создание небольших проектов;

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«МИР ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

5 – 9 класс

  1. Введение (11 ч.)

Дисциплины естественно-научного цикла. Способы организации собственной учебной деятельности. Методы – составная часть науки. Практические и теоретические методы. Лабораторная посуда и оборудование. Правила работы в лаборатории. Основные этапы экспериментальной деятельности.

Демонстрация:занимательные опыты, различные виды химической посуды, приборы для измерения массы, плотности жидкости, температуры, твердости.

Практическая работа:

  1. Знакомство с лабораторным оборудованием.
  2. Отработка правил техники безопасности. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.
  3. Строение пламени.

Мини-проект:

Лабораторная посуда своими руками.

  1. Планета по имени Земля (5 ч.)

Наш дом – Земля. Открытие планеты. Земля. Земли или что дороже золота. Биосфера – живой шар. Ничего лишнего. Украшение планеты. Планета людей. Ты не одинок. Кто чем гордится. Люди дают имена. Общая забота.

Практическая работа:

  1. Материк Пангея.

III. Удивительное и познаваемое рядом (83ч.)

Тела и вещества. Физические свойства веществ. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Однородные и неоднородные смеси, способы их разделения. Вода — растворитель. Жёсткая и мягкая вода. Растворимость веществ в воде. Эти удивительные растворы. Индикаторы. Разделение веществ на группы с помощью индикаторов (кислоты и щёлочи). Физические явления. Диффузия. Адсорбция. Растения – химические лаборатории. Микромир. Увеличительные приборы (лупы, микроскопы). Приготовление микропрепаратов. Работа с определителем растений. Осмотические явления в растениях. Методы определения растительных пигментов. Картографирование. Правила монтирования учебного гербария. Открытые учебные задачи. Решение творческих задач о том, что нас окружает.

Демонстрация: предметы, сделанные из различных веществ,однородные и неоднородные смеси, способы их разделения, растворы разных веществ, гербарии растений, микропрепараты, коллекции насекомых, влажные препараты животных.

Лабораторные работы:

  1. Физические свойства веществ.
  2. Примеры химических и физических явлений, их признаки.
  3. Знакомство с индикаторами.
  4. Изучение скорости диффузий аэрозолей.
  5. Адсорбция активированным углем красящих и пахучих веществ.
  6. Химический состав растений.
  7. Устройство микроскопа и приёмы работы с ним. Строение растительной клетки.
  8. Рассмотрение микрообъектов под микроскопом
  9. Одноклеточные животные.
  10. Особенности внешнего строения и поведения дождевого червя.
  11. Изучение строения двустворчатого моллюска.
  12. Изучение строения речного рака и монтирование раздаточного материала для урока.
  13. Изучение поведенческих реакций рыб.

Практические работы:

  1. Изучение факторов, влияющих на скорость химических явлений.
  2. Разделение предложенных смесей веществ.
  3. Вода – чистое вещество или смесь?
  4. Жёсткая или мягкая вода? (исследование разных проб воды)
  5. Приготовление растворов разной концентрации.
  6. Волшебное парение и ожившие картинки.
  7. Определение состава почвы.
  8. Занимательные физические явления.
  9. Диффузия частиц марганцовки в воде разной температуры.
  10. Возможна ли адсорбция красящих и пахучих веществ кукурузными палочками?
  11. Чем варёный картофель отличается от сырого?
  12. Приготовление препаратов срезов различных органов сосудистых растений.
  13. Приготовление препаратов молочнокислых бактерий.
  14. Выращивание плесени на разных пищевых продуктах и приготовление микропрепаратов.
  15. Работа с определителем растений.
  16. Осмотические явления в растениях.
  17. Методы определения растительных пигментов.
  18. Картографирование школьного кабинета.
  19. Составление учебного гербария.
  20. Определение насекомых, предложенных учителем.
  21. . Определение оптимальной формы тела для планктонного организма.
  22. Определение параметров антропометрического и функционального развития.
  23. Оценка состояния здоровья по функциональным пробам.
  24. Определение наличия витамина С в различных продуктах питания.
  25. Внимание и память.
  26. Звуковое восприятие. Гигиена слуха.
  27. Иллюзии.

Мини-проекты:

  1. Какой фильтр лучше?
  2. Выращивание кристаллов разных солей.
  3. Российский флаг из растворов.
  4. Самодельные индикаторы.
  5. Разнообразие земноводных и пресмыкающихся Липецкой области.
  6. Красота и здоровье.
  7. Изучение влияния высоты каблука у учениц 5-11 классов школы на состояние опорно-двигательной системы.
  8. Иллюстрированный словарь «Животные и растения в мифах, легендах и сказках».
  9. Животные и растения в государственной символике.

Домашний эксперимент (примерные темы):

  1. Изучение состава бытовых кулинарных и хозяйственных смесей.
  2. Диффузия сахара в разных растворителях.
  3. Обнаружение щелочей в некоторых препаратах бытовой химии и гигиены индикаторной бумажкой (универсальной и самодельной)
  4. Определение кислотности свежих разрезов овощей и фруктов.
  5. Изучение процесса ржавления железа.
  6. Обнаружение крахмала в продуктах питания.
  7. Изготовление марлевой повязки как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа.
  8. Развитие корневой системы в различных условиях.
  9. Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений.
  10. Изучение листьев комнатных растений.
  11. «Фокусы» с растениями.
  12. Изучение микрофлоры монет.
  13. Мой портфель.
  14. Модные напитки.
  15. Потребление электроэнергии в квартире.
  16. Почему нужно мыть руки? и др.
  17. Школьная территория (33 ч.).

Выполнение проектов в группах. Разработка учебного проекта. Создание мультимедийной презентации или другого «продукта» проекта. Подготовка к защите проекта. Защита проекта. Самооценка деятельности.

Темы проектов:

  1. Многообразие древесных растений.
  2. Особенности внешнего строения коры деревьев. Определение состояния древостоя пришкольного участка.
  3. Лишайниковые сообщества. Определение чистоты воздуха при помощи лишайников.
  4. Картографирование школьной территории.
  5. Изучение снегового покрова.
  6. Пылевое загрязнение воздуха в школьном кабинете.
  7. Оценка загрязнённости территории пришкольного участка твёрдыми бытовыми отходами.
  8. Исследование почвы.
  9. Изучение флоры.

Все проекты выполняются на территории школы, их порядок может меняться на усмотрение учителя.

 

 

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

Способ организации учебного процесса:

  • Эвристический;
  • Исследовательский.

Формы организации занятий:

  • исследовательская практика учащихся;
  • образовательные экспедиции (экскурсии)

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная работа
  • групповая работа

Методы обучения (организации и осуществления учебно-познавательной деятельности по Ю.К. Бабанскому):

по источнику передачи и восприятия информации:

  • словесные (беседа, дискуссия, конференция)
  • наглядные (иллюстрация, демонстрация)
  • практические (практическая работа)

по логике передачи и восприятия информации:

  • индуктивные
  • дедуктивные

по степени самостоятельности мышления:

  • продуктивные

по характеру управления работой:

  • самостоятельная работа

Приёмы обучения:

применения дидактических средств:

  • использование наглядности
  • работа с различными источниками информации

организационные:

  • привлечения внимания
  • постановка задач
  • организация самостоятельной работы
  • самооценка

активизации познавательной деятельности:

  • занимательное задание
  • проблемный вопрос
  • организация обсуждения
  • создание ситуации успеха

структуризации материала:

  • визуализация мыслительного процесса

КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

1 ч в неделю (35 ч в год из них 2 ч резервное время)

п/п

Дата Тема урока Количество

часов

Основные виды внеурочной

деятельности учащихся

План Факт
Введение (10 ч)
1     Урок – знакомство. 1 В игровой форме познакомиться друг с другом.
2     Как работают исследователи? 1 Выявить этапы исследовательской деятельности.

Проверить правильности выделенных этапов.

Выполнить простой научный эксперимент.

3     Что такое проект? 1 Анализировать полученную информацию.

Познакомиться с этапами проектной деятельности

Формулировать вопросы.

Отвечать на вопросы учителя.

Заполнение дневника проектной и учебно-исследовательской деятельности.

4     Науки об окружающем мире. Мини-проект: «Угадай науки». 1 Определять предмет изучения разных наук.

Объяснять значение различных наук в жизни человека.

Устанавливать взаимосвязь разных наук.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении мини-проекта.

5     Методы – составная часть науки. 1 Определять методы исследований, лабораторную посуду и оборудование.

Соблюдать правила работы с лабораторными приборами и инструментами, правила работы в лаборатории.

Работать в группе при выполнении заданий

6     Практическая работа №1.

Знакомство с лабораторным оборудованием.

1 Работа в группах, используя различные источники информации изучить лабораторное оборудование.

Оформлять результаты работы.

7     Практическая работа №2. Отработка правил техники безопасности. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. 1 Объяснять правила техники безопасности.

Приобретать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Выполнять практическую работу.

Соблюдать правила поведения при выполнении практической работы.

Прогнозировать последствия несоблюдения правил обращения с лабораторным оборудованием.

8     Практическая работа №3 Строение пламени. 1 Изучить строение пламени спиртовки и свечи, сравнить полученные данные, сделать выводы по проделанной работе.

Оформлять результаты работы.

9-11     Мини-проект: Лабораторная посуда своими руками. 3 Групповая работа по созданию разных видов лабораторного оборудования из подручных материалов и испытание пригодности их использования на практике.

Оформлять результаты работы.

Планета по имени Земля (5 ч.)
12     Дом большой и маленький.

Практическая работа №4. Материк Пангея.

1 Анализировать тему урока.

Выдвигать гипотезы о том, почему учёные решили, что на Земле был только один материк.

Доказывать верность своих предположений.

Работать в группе.

Оформлять результаты работы.

13     Что дороже золота? 1 Отвечать на проблемный вопрос темы урока.

Доказывать правильность своих суждений.

Работать с географической картой.

Анализировать ответы одноклассников.

14     Живая планета 1 Распознавать живые организмы.

Анализировать информацию о взаимоотношениях живых организмов.

Находить дополнительную информацию о необычных растениях.

15 -16     Планета людей 2 Обосновывать необходимость людей жить сообща, одним странам помогать другим.

Находить дополнительную информацию о главных достопримечательностях разных стран.

Анализировать названия природных объектов.

Работать с географической картой.

Разработать правила, которые может выполнять каждый человек для охраны окружающей среды.

Удивительное и познаваемое рядом (17 ч.)
17     Тела и вещества. 1 Приводить примеры разных тел и веществ.

Устанавливать причины разделения веществ и тел на группы.

Выполнять творческие задания.

18     Лабораторная работа №1. Физические свойства веществ. 1 Исследовать некоторые физические свойства веществ, которые окружают учащихся в повседневной жизни (уксусная кислота, лимонная кислота, алюминий, медь, сахар, поваренная соль, мел), сравнить, сделать выводы по проделанной работе.

Оформлять результаты работы.

19     Физические и химические явления. Лабораторная работа №2. Примеры химических и физических явлений, их признаки. 1 Давать определение физические и химические явления.

Сравнивать разные явления.

Разделять явления окружающей среды на группы.

Выполнять лабораторную работу.

Оформлять результаты работы.

Соблюдать правила поведения, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

20     Практическая работа №5. Изучение факторов, влияющих на скорость химических явлений. 1 Формировать практические умения, проводить сравнение, формулировать выводы.

Развивать наблюдательность, инициативность, стремление к самостоятельному поиску и совершенствованию знаний.

Оформлять результаты работы.

21     Чистые вещества и смеси.

Практическая работа №6. Разделение предложенных смесей веществ.

1 Приводить примеры чистых веществ и смесей из повседневной жизни.

Различать однородные и неоднородные смеси.

Познакомиться с основными способами разделения смесей.

Обосновывать необходимость разделения смесей на вещества.

Прогнозировать, каким способом можно разделить предложенную смесь.

Разделять предложенные смеси веществ.

Работать в группе. Оформлять результаты работы.

22-23     Мини-проект: Какой фильтр лучше? 2 Работать в группе.

Изготовить фильтры из различных подручных материалов, использовать их на практике для разделения смеси песка и воды. Сделать выводы по проделанной работе. Оформлять результаты работы.

24     Практическая работа №7. Вода – чистое вещество или смесь? 1 Умение найти решение возникшей проблемы.

Выполнять практическую работу.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Оформлять результаты работы.

25     Практическая работа №8. Жёсткая или мягкая вода? (исследование разных проб воды) 1 Определять проблему занятия.

Объяснять причину, по которой в природе мало чистых веществ, понятия мягкая и жёсткая вода.

Выполнять практическую работу.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Оформлять результаты работы.

26-27     Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Растворы.

Практическая работа №9. Приготовление растворов разной концентрации.

2 Разделять вещества на группы в зависимости от растворимости веществ в воде.

Давать определение раствор.

Устанавливать взаимосвязь между количеством растворённого вещества и типом раствора.

Выполнять практическую работу.

Оформлять результаты работы.

28 – 29     Мини-проект: Выращивание кристаллов разных солей. 2 Работать в группе.

Вырастить кристаллы солей.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Оформлять результаты работы.

30     И это всё о ней… (итоговое занятие по теме растворы)

Мини-проект: Российский флаг из растворов.

1 Работать в группе.

Получить российский флаг в химическом стакане.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Оформлять результаты работы.

31     Открытые учебные задачи 1 Познакомиться с открытыми учебными задачами.

Решать задачи в группах.

Анализировать информацию и находить возможные решения, полученных задач.

Доказывать правильность предложенного решения задачи.

Применять информационные ресурсы для решения задач.

32-33     Решение творческих задач о том, что нас окружает. 2 Решать задачи в группах.

Анализировать информацию и находить возможные решения, полученных задач.

Устанавливать причины явлений в окружающем мире.

Доказывать правильность предложенного решения задачи.

Применять информационные ресурсы для решения задач.

34-35     Резерв 2  

 

 

КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

1 ч в неделю (35 ч в год из них 2 ч резервное время)

п/п

Дата Тема урока Количество

часов

Основные виды внеурочной

деятельности учащихся

План Факт
Удивительное и познаваемое рядом (33 ч.)
1     Практическая работа №10. Волшебное парение и ожившие картинки (вводное занятие). 1 Выполнять практическую работу.

Оформлять результаты работы.

Соблюдать правила поведения, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Анализировать предложенную информацию.

Объяснять наблюдаемые явления.

Работать в группе при выполнении заданий

2     Практическая работа №11. Определение состава почвы. 1 Исследовать состав почвы с помощью способов разделения однородных и неоднородных смесей. Работать в паре при выполнении заданий.

Оформлять результаты работы.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

3     Индикаторы.

Лабораторная работа №3. Знакомство с индикаторами.

1 Давать определение индикатор.

Приводить примеры индикаторов.

Объяснять значение индикаторов.

Выполнять лабораторную работу.

Оформлять результаты работы.

4-6     Мини-проект: Самодельные индикаторы (растворы и индикаторные бумажки). 3 Групповая работа по созданию разных видов индикаторов и испытание пригодности их использования на практике.

Оформлять результаты работы.

7     Практическая работа №12. Занимательные физические явления. 1 Выполнять практическую работу.

Работать в группе при выполнении заданий

Оформлять результаты работы.

Применять теоретические знания на практике.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

8     Диффузия – это?

Практическая работа №13. Диффузия частиц марганцовки в воде разной температуры.

1 Изучить явление диффузия.

Выполнять практическую работу.

Работать в группе при выполнении заданий.

Оформлять результаты работы.

Применять теоретические знания на практике.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

9     Лабораторная работа №4. Изучение скорости диффузий аэрозолей. 1 Изучить явление диффузии газообразных веществ в воздухе и определение скорости её распространения.

Работать в паре при выполнении заданий.

Оформлять результаты работы.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

10     Адсорбция – это?

Лабораторная работа №5. Адсорбция активированным углем красящих и пахучих веществ.

1 Изучить явление адсорбции.

Работать в паре при выполнении заданий.

Оформлять результаты работы.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

11     Практическая работа №14. Возможна ли адсорбция красящих и пахучих веществ кукурузными палочками? 1 Выполнять практическую работу.

Работать в паре при выполнении работы.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

Оформлять результаты работы.

12     Домашний эксперимент (распределение заданий по интересам) 1 Применять полученные знания при выполнении индивидуальной практической работы.
13     Растения – химические лаборатории.

Лабораторная работа №6. Химический состав растений.

1 Выполнять практическую работу.

Работать в группе при выполнении заданий

Оформлять результаты работы.

Познакомиться с веществами, входящими в состав растений.

Объяснять значение химических веществ для растений

14     Практическая работа №15. Чем варёный картофель отличается от сырого? 1 Выполнять практическую работу.

Работать в паре при выполнении работы.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

Оформлять результаты работы.

15     Микромир. Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №7. Устройство микроскопа и приёмы работы с ним. Строение растительной клетки.

1 Анализировать информацию о микроорганизмах.

Называть части луп, микроскопа.

Описывать этапы и правила работы с микроскопом.

Применять приобретённые знания по изучению увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

Применять практические навыки в процессе лабораторной работы

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах.

16     Лабораторная работа №8. Рассмотрение микрообъектов под микроскопом. 1 Применять теоретические знания на практике.

Выполнять лабораторную работу.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Оформлять результаты работы.

Соблюдать правила поведения, правила обращения с лабораторным оборудованием.

17-18     Практическая работа №16. Приготовление препаратов срезов различных органов сосудистых растений. 2 Выполнять практическую работу.

Работать в паре при выполнении работы.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

Оформлять результаты работы.

19     Практическая работа №17. Приготовление микропрепаратов молочнокислых бактерий. 1 Выполнять практическую работу.

Работать в паре при выполнении работы.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

Оформлять результаты работы.

20     Практическая работа №18. Выращивание плесени на разных пищевых продуктах и приготовление её микропрепаратов. 1 Выполнять практическую работу.

Работать в паре при выполнении работы.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

Оформлять результаты работы.

21-23     Морфологическое описание цветкового растения.

Практическая работа №19. Работа с определителем растений.

3 Научить делать морфологическое описание растений.

Работать с определителями растений.

Выполнять практическую работу.

Работать в паре при выполнении работы.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

Оформлять результаты работы.

24-25     Практическая работа №20. Осмотические явления в растениях. 2 Познакомиться с осмотическими явлениями в растениях.

Выполнять практическую работу.

Работать в паре при выполнении работы.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

Оформлять результаты работы.

26     Практическая работа №21. Методы определения растительных пигментов. 1 Познакомиться на практике с простейшими методами определения растительных пигментов.

Работать в паре при выполнении работы.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

Оформлять результаты работы.

27     Картографирование

Практическая работа №22. Картографирование школьного кабинета.

1 Познакомиться с основными методами картографирования.

Выполнять практическую работу.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

Оформлять результаты работы.

28-29     Практическая работа №23. Составление учебного гербария. 2 Познакомиться с правилами заготовки гербария. Применять теоретические знания на практике.

Выполнять практическую работу.

Оформлять результаты работы.

30-33     Отчёты учащихся по домашнему эксперименту. 4 Выступать по защите индивидуального задания.

Отвечать на вопросы одноклассников.

Самооценка деятельности.

34-35     Резерв 2  

 

 

КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

1 ч в неделю (35 ч в год из них 2 ч резервное время)

п/п

Дата Тема урока Количество

часов

Основные виды внеурочной

деятельности учащихся

План Факт
Удивительное и познаваемое рядом (33 ч.)
1     Лабораторная работа №9. Одноклеточные животные.

 

1 Выполнять лабораторную работу.

Оформлять результаты работы.

Работать в паре при выполнении заданий

2     Беспозвоночные многоклеточные животные.

Лабораторная работа №10. Особенности внешнего строения и поведения дождевого червя.

1 Выполнять лабораторную работу.

Работать в паре при выполнении заданий.

Оформлять результаты работы.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

3     Беспозвоночные многоклеточные животные.

Лабораторная работа №11. Изучение строения двустворчатого моллюска.

1 Выполнять лабораторную работу.

Работать в паре при выполнении заданий.

Оформлять результаты работы.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

4-5     Беспозвоночные многоклеточные животные.

Лабораторная работа №12. Изучение строения речного рака и монтирование раздаточного материала для урока.

2 Выполнять лабораторную работу.

Работать в паре при выполнении заданий.

Оформлять результаты работы.

 

6-7     Многообразие насекомых.

Практическая работа №24. Определение насекомых, предложенных учителем.

2 Научиться работать с определителем насекомых.

Выполнять практическую работу.

Работать в группе при выполнении заданий

Оформлять результаты работы.

Применять теоретические знания на практике.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

8     Позвоночные животные. Рыбы.

Лабораторная работа №13. Изучение поведенческих реакций рыб.

1 Выполнять лабораторную работу.

Оформлять результаты работы.

 

9     Жизненные формы живых организмов.

Практическая работа №25. Определение оптимальной формы тела для планктонного организма.

1 Познакомиться с разнообразием жизненных форм живых организмов. В ходе практической работы выявить причинно-следственные связи между формой тела и скоростью перемещения в воде. Определить оптимальную форму тела для планктонного организма.

Работать в паре при выполнении заданий.

Оформлять результаты работы.

10-11     Мини-проект. Разнообразие земноводных и пресмыкающихся Липецкой области. 2 Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности.
12-13     Изучение многообразия птиц Липецкой области.

Викторина: «Узнай меня по голосу».

2 Используя различные источники информации изучить многообразие птиц Липецкой области и их голоса.

Участие в викторине.

Работать в группе при выполнении заданий.

14-15     Человек как объект исследования различных наук.

Мини-проект: Красота и здоровье.

2 Провести сравнительный анализ средств и методов изучения состояния здоровья человека.

Описать эталоны красоты у разных народов и в разные времена, найти взаимосвязи между красотой и здоровьем.

Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Самооценка деятельности.

16     Опорно-двигательная система.

Практическая работа №26. Определение параметров антропометрического и функционального развития.

1 Провести оценку своего параметров антропометрического и функционального развития.

Выполнять практическую работу.

Работать в паре при выполнении работы.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

Оформлять результаты работы.

17     Системы кровообращения и дыхания.

Практическая работа №27. Оценка состояния здоровья по функциональным пробам.

1 Провести оценку состояния здоровья на основе функциональных проб.

Выполнять практическую работу.

Работать в паре при выполнении работы.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

Оформлять результаты работы.

18     Витамины.

Практическая работа №28. Определение наличия витамина С в различных продуктах питания.

1 Выяснить роль витаминов в жизни человека.

Выполнять практическую работу.

Работать в паре при выполнении работы.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

Оформлять результаты работы.

19     Практическая работа №29. Внимание и память. 1 Изучить понятия внимания и памяти, оценить объём различных видов памяти, координацию движений.

Выполнять практическую работу.

паре при выполнении работы.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

Оформлять результаты работы.

20     Практическая работа №30. Звуковое восприятие. Гигиена слуха. 1 Проводят оценку своего слуха. Определяют факторы, снижающие слух, формулируют правила, способствующие сохранению и укреплению слухового анализатора.

Выполнять практическую работу.

Работать в паре при выполнении работы.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

Оформлять результаты работы.

21     Практическая работа №31. Иллюзии. 1 Изучить виды иллюзий, оценить свои ощущения во время изучения иллюзий.

Выполнять практическую работу.

Анализировать полученные результаты и делать выводы.

Оформлять результаты работы.

22-24     Мини-проект. Изучение влияния высоты каблука у учениц 5-11 классов школы на состояние опорно-двигательной системы. 3 Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности.
25-33     Мини-проект на выбор учеников:

Иллюстрированный словарь «Животные и растения в мифах, легендах и сказках»

или

Животные и растения в государственной символике.

9 Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности.
34-35     Резерв 2  

 

 

КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

1 ч в неделю (35 ч в год из них 2 ч резервное время)

п/п

Дата Тема урока Количество

часов

Основные виды внеурочной

деятельности учащихся

План Факт
Школьная территория (33 ч)
1-4     Многообразие древесных растений. 4 Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности.
5-8     Особенности внешнего строения коры деревьев. Определение состояния древостоя пришкольного участка. 4 Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности.
9-12     Лишайниковые сообщества. Определение чистоты воздуха при помощи лишайников. 4 Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности.
13-15     Картографирование школьной территории. 3 Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности.
16-20     Изучение снегового покрова. 5 Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности.
21-23     Пылевое загрязнение воздуха в школьном кабинете. 3 Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности.
24-25     Оценка загрязнённости территории пришкольного участка твёрдыми бытовыми отходами. 2 Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности.
26-28     Исследование почвы. 3 Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности.
29-33     Изучение флоры. 5 Групповая работа. Разработать план проекта. Создать «продукт» проекта. Выступать по защите проекта. Отвечать на вопросы одноклассников. Самооценка деятельности.

9 класс

Выполнение индивидуального проекта (учитель выполняет роль консультанта).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – М.: Просвещение, 2013.
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
  • Десять базовых признаков эффективного управления: Реализация стандартов второго поколения / Под общ.ред.Р.ГЧураковой. – М.:Академкнига/Учебник, 2012.
  • В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. Биология. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. – М.: Просвещение, 2013.
  • О. В. Колпакова. Занимательная география. – М.: Белый город, 2012.
  • Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А. Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 144 с.
  • Александрова В.П., Болгова И.В. Культура здоровья человека: Практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с.
  • Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А. Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека: Практикум с основами экологического проектирования. 9 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 144 с.
  • С.В. Болушевский. Весёлые научные опыты для детей и взрослых. Химия. – М.: Эксмо, 2012.
  • С.В. Болушевский. Весёлые научные опыты для детей и взрослых. Физика. – М.: Эксмо, 2012.
  • С.В. Болушевский. Весёлые научные опыты для детей и взрослых. Биология. – М.: Эксмо, 2012.
  • МэскеллХ. Что такое биология? Энциклопедия для любознательных. – М.: Эксмо, 2011.
  • А.А. Грин. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учебно-методическое пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
  • Ученический эксперимент для изучения химии в образовательной школе (7, 8, 9 класссы): учебно-методическое пособие для учителей и учеников/ И.В. Аксёнова. – Липецке: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2016. – 126 с. – (Реализуем Федеральные государственные образовательные стандарты)
  • Учебное пособие и диск Intel «Обучение для будущего»
  • Экологические исследования школьников в природе (компакт-диски). Экологический Центр «Экосистема» – http://www.ecosystema.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий;
  • комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

—  компьютер;

—  мультимедиапроектор;

—  интерактивная доска;

—  коллекция медиаресурсов;

—  выход в Интернет;

  • комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных, микропрепараты, коллекции, гербарий);
  • дневник проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Скачать Рабочую программу Мир проектной деятельности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *