ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ, КАК ОСНОВЫ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ, КАК ОСНОВЫ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Радина М.В., учитель химии и биологии МБОУ СОШ №2 с. Казаки

Елецкого муниципального района Липецкой области

 

В настоящее время учителю приходится решать очень много сложных задач, переосмысливать свой педагогический опыт, задумываться над тем, как научить детей учиться. Умение учиться – это совокупность способов действий учащихся, которые должны обеспечить стремление к самостоятельному усвоению знаний и умений, в которых главным координатором, направляющим фактором является учитель [1 с.27]. Сразу становится актуальным высказывание Джона Дьюи — «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра».

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) [2, с.4] впервые определены результаты освоения основной образовательной программы в виде не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Основной оценкой достижения метапредметных умений за курс основной школы предусмотрена защита итогового индивидуального проекта, что предполагает введение в школьный курс проектной деятельности. Это направление легло в основу построения в нашей школе внеурочной программы «Клуб исследователей», которая легла в основу интеграции урочной и внеурочной деятельности. Урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной процесса в современной школе, так как он обеспечивает четкое планирование и организацию занятий, систематический контроль процесса и результатов деятельности учащихся. Вместе с тем, урок имеет ограниченные возможности для разнообразного творчества, для индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, для развития дружеских партнёрских взаимоотношений взрослых и детей в совместной работе из-за уменьшения количества часов по предмету биология. Тут на помощь и приходит внеурочная деятельность, которая дополняет и расширяет урочную, позволяет реально дифференцировать теорию, практику, способствует формированию УУД, создает благоприятные условия для успешного овладения школьниками ключевыми компетенциями. Она ориентирует учителя и учащихся на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной деятельности, активное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Следовательно, урочная и внеурочная деятельность должны быть неразрывно связаны между собой для большей продуктивности обучения, воспитания и формирования метапредметных умений. Внеурочная деятельность «Клуб исследователей» включает в себя разделы биологии, экологии, химии, валеологии, что расширяет кругозор учащихся, прививает интерес к предметам. Она, так же как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы и является фундаментом для формирования УУД.

 

Литература:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:от действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов,Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.  Асмолова. — М: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. ФГОС основного общего образования.  http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.