ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ, КАК ОСНОВЫ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ, КАК ОСНОВЫ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Радина Марина Валентиновна

МБОУ СОШ №2 с.Казаки Елецкого муниципального района Липецкой обл.

Перед учителем  стоит важная задача государственного уровня — реализация Федерального государственного стандарта, который выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся личностных, предметных и метапредметных умений.

Мне очень повезло, я преподаю самый интересный, самый увлекательный, и поучительный предмет, который нельзя не любить. Предмет жизненно необходимый для всех, так как в переводе с греческого «биология» — это наука о жизни. Ещё её называют наукой XXI века, так как последние годы в нашей стране наиболее интенсивно развиваются такие разделы как «биотехнология», «молекулярная медицина». Поэтому, данная наука в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук.  Именно от качества и успеха обучения во многом зависит наше будущее. Но одной из проблем современного образования является  проблема: как замотивировать ученика, активизировать его познавательную деятельность? В данном случае на помощь приходит внеурочная деятельность, которая не является механической добавкой к основному общему образованию, а является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, в полной мере реализует требования Федерального образовательного стандарта основного общего образования. На внеурочной деятельности можно применить разнообразные виды УУД в соответствии с требованиями ФГОС, решать задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования ключевых компетенций обучающихся. И мы получим  результат — мотивация учебного процесса. Я формирую метапредметные и предметные умения учащихся через интегрированный внеурочный курс «Клуб исследователей».

На данном курсе «Клуба исследователей» предоставляется возможность учителю реализовать для обучающихся широкий спектр заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий, и одновременно решать задачи по расширению кругозора знаний по предмету, повышать их интеллектуальный уровень.  В связи с этим, во внеурочную деятельность я включила большое количество интересных лабораторных работ, опытов, экспериментов по биологическим исследованиям, которых нет в программе ООО по биологии. Я определила и разработала основные преемственные направления связи внеурочной и урочной деятельности через проектную и учебно-исследовательскую деятельность, разработала систему занятий в рамках программы внеурочной деятельности «Клуб исследователей» для учащихся 5 – 7 классов, разработала инструментарий оценки на основе «дневника исследователя» и «карты наблюдений учителя», составила тематическое планирование к данной программе.  Занятия проводятся с использованием технологии системно-деятельностного метода.  Урок имеет ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности, для развития дружеских взаимоотношений взрослых и детей из-за уменьшения количества часов по предмету биология. Внеурочная деятельность дополняет и расширяет урочную деятельность, позволяет реально освоить технологию интеграции урочных и внеурочных занятий, способствует формированию УУД, создает благоприятные условия для успешного овладения школьниками ключевыми компетенциями. Планирование  построено так, что при изучении определённой темы на уроке,  во внеурочной деятельности по данной теме строится увлекательное занятие, связанное с использованием методов эксперимента, лабораторных исследований, создания проекта. Ведь на уроке просто невозможно реализовать всё то самое интересное и увлекательное, что вызывает интерес у обучающих и мотивирует их.  Более того, на внеурочной деятельности можно проводить очень много разных лабораторных исследований, опытов, которые не предусмотрены примерной основной образовательной программой,  особенно в 6 классе по разделу «Растения», в 7 классе по разделу «Животные». Хочу привести пример преемственности и соответствия программы урочных и внеурочных занятий по формированию УУД. Например, тема урока в 5 классе «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Лабораторная работа «Приготовление микропрепарата кожицы лука». На этом уроке дети изучают строение растительной и животной клеток, их сравнительную характеристику, а также,  учатся готовить микропрепарат. Тема внеурочного занятия, параллельно данному уроку — «Познание окружающего микромира. Приготовление микропрепаратов и исследование микрообъектов под микроскопом и невооружённым глазом». Тут ребята исследуют разные по размеру клетки растений (апельсина, томата, яблока), животных (готовые микропрепараты, яйцо страуса), закрепляют правила работы с микроскопом, навыки приготовления микропрепаратов и готовят мини-проект «Клетка – основа жизни», продуктом которого является модель, макет клетки.

Урок «Царство Бактерии: строение и  жизнедеятельность». Внеурочное занятие «Изучение бактерии сенной палочки,  исследование микрофлоры полости рта». Продуктом данного мини-проекта является буклет, памятка по профилактике бактериальных заболеваний, ухода за полостью рта, а также модель бактериальной клетки.

В 6 классе на внеурочных занятиях дети закладывают различные опыты по фотосинтезу, дыханию, доказательству испарения воды листьями, корневому давлению, поглощению воды корнем, восходящему и нисходящему току. Когда они наглядно видят, как окрашенная вода поднимается по стеблю бальзамина, у них замирает дух и отношение к предмету изменяется, так как для них это очень увлекательно. В результате таких занятий ребята работают в парах, группах, коллективно, индивидуально, общаются, фантазируют, обсуждают, работают с дополнительным материалам, развивают все виды компетенций, реализуют поставленные задачи ФГОС по формированию универсальных учебных действий.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются  именно на уроках биологии во взаимодействии с внеурочной деятельностью. Мы не должны убить в ребёнке этого стремления познавать. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а значит, сохранить существование и самого общества.

 

Литература:

1.Приказ Минобрнауки  РФ от 17 декабря 2010 года N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями на 31 декабря 2015 года)

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *