ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Кузнецова Н.М.,

к.п.н., доцент кафедры ЕНиМО

ГАУДПО Липецкой области «ИРО»

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы использования педагогом технологии кооперативного обучения – технологии обучения в малых группах, в рамках которой обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися. Технология, которая позволяет преодолеть пассивность отдельных учеников, включив их в учебную деятельность.

Согласно ФГОС основная образовательная программа (цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательной деятельности) реализуется через урочную и внеурочную деятельность. В школьной практике применяются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная.

Одной из наиболее эффективных форм организации учащихся на урочном и внеурочном занятиях является организация работы в малых группах. В современном образовательном процессе педагогами все чаще используется технология кооперативного обучения. Кооперативное обучение – это технология обучения в малых группах, в рамках которой обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися. Технология, которая позволяет преодолеть пассивность отдельных учеников, включив их в учебную деятельность.

Приемы данной технологии разработаны Спенсером Каганом в 1980-1990 годы. Члены большой группы или класса разделяются на несколько малых групп и действуют по инструкции, специально разработанной для них педагогом. Каждый из учащихся работает над своим заданием, своей частью материала. Затем учащиеся обмениваются своими идеями и предположениями таким образом, что работа каждого является очень важной и существенной для работы всех остальных, поскольку без неё задание не будет считаться выполненным.

Как показывают педагогические эксперименты, обучение в условиях кооперации имеет важные преимущества. Уваров А.Ю. выделяет следующие:

  1. Повышение уровня осмысления материала. Работа, выполненная в условиях кооперации, отличается большей логичностью, обоснованностью, их положения глубже и серьезнее аргументированы, чем аналогичные работы, выполняемые индивидуально.
  2. Рост числа нестандартных решений. В условиях кооперации члены группы существенно чаще выдвигают новые идеи, предлагают неожиданные варианты решения, стоящих перед ними задач.
  3. Перенос. Знаменитое высказывание Л. С. Выготского: «То, что дети могут сегодня сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно».
  4. Позитивное отношение к изучаемому материалу. Школьники лучше относятся к материалу, который они изучали в условиях кооперации, чем к материалу, который им приходится осваивать индивидуально.
  5. Готовность не отвлекаться от решаемой задачи. В условиях кооперации школьники реже отвлекаются от учебной задачи и в среднем занимаются ею в отведенный промежуток времени. Спенсер Каган считает, что разработанные им приемы кооперативного обучения могут быть использованы с любым учебным материалом.

Один из приемов кооперативного обучения «Три шага» — Подумай – поделись с партнером (партнерами) – представь классу:

Первый шаг. Подумай. В этой фазе все ученики работают самостоятельно, получают индивидуальные задания.

Второй шаг – это обсуждение результатов индивидуальной работы в парах или мини-группах, добавления, исправления, то есть углубление собственных знаний по вопросу.

Третий шаг. Представление результатов пары или группы всему классу.

Приведем пример фрагмента занятия Денисовой А.А. (МБОУ лицея №1 г. Усмани) в курсе внеурочной деятельности «Экология» с использованием данного приема.

Учитель предлагает исследовательское задание малым группам, где работа учащихся будет сфокусирована на исследовании возникающих вопросов и поиске решения проблемы:

Фрагмент беседы: Рассмотрите фотографии трех соседних участков, с одинаковой площадью (учащимся предлагаются фотографии сенокосного участка и участков, заброшенных 10, 20 лет назад) и попробуйте на основе сравнения этих участков (нахождение общего и различного) сформулировать вопросы. Вопросы учащихся: Чем эти участки отличаются друг от друга? Чем могут быть вызваны эти отличия? Как называется это явление?

Какой из ваших вопросов является сложным, требующий разрешения, исследования, то есть является проблемным? Ответ учащихся: Чем могут быть вызваны эти отличия?

Первый шаг приема. Подумай.

На основе первого шага (подумай и ответь на поставленные вопросы), учащимся было предложено индивидуально заполнить первую графу таблицы:

Мои вопросы

Мои предположения

Мы можем определить на основе расчётов Выводы и прогнозы
  К1, К2, К3  

Второй шаг – обсуждение предположений и результатов выполнения в мини-группах работы по инструкции, заполнение второй графы таблицы.

Рассчитайте индекс сходства участков по формуле Жаккара:

п/п

Первый Участок Второй участок Третий Участок
1 Костер безостый Цикорий обыкновенный Циклахена дурнишниколистная
2 Полынь чернобыльник Клен ясенелистный Клен ясенелистный
3 Лопух Паутинистый Полынь чернобыльник Пырей ползучий
4 Пырей ползучий Чина луговая Мятлик луговой
5 Клевер красный Полынь горькая Бодяк полевой
6 Полынь горькая Черемуха обыкновенная Черемуха обыкновенная
7   Бодяк полевой Гравилат городской
8   Костер безостый Осот Полевой
9   Пырей ползучий Ива белая
10     Чертополох курчавый
11     Яблоня дикая
Итого видов 6 9 11

Третий шаг. Подготовка и представление результатов группы всему классу, заполнение третьей графы таблицы.

Используя результаты расчетов сделайте выводы: Какую вы отметили закономерность? Какой прогноз можно составить для обследованных участков? Как можно сформулировать понятие сукцессии?

Работа завершается сравнением и обсуждением полученных результатов всех групп, подводятся итоги и осуществляется обобщение по изученному материалу и эффективности работы групп.

Данный пример отражает важный принцип эффективной работы в группах – это позитивная взамозависмимость. Создание условий для формирования позитивной взаимозависимости начинается с четкого понимания всеми общей задачи, с ясных и понятно измеряемых результатов совместной работы. В представленном примере, учащиеся внутри группы распределили работу по подсчетам: определение числа видов на каждом участке; определение числа видов на обоих участках; расчеты К1, К2, К3 по формуле Жаккара. Важный шаг — взаимозависимость по результату состоялся, так как каждый член малой группы знал и понимал, что он достигнет своей цели лишь тогда, когда и все другие также успешно достигнут своих собственных целей.

Таким образом, можно отметить следующие преимущества кооперативного обучения (или обучения в малых группах): создание условий для порождения вопросов и учебных проблем у учащихся; потребности в межличностном общении; развитие способности к самоуправлению своей деятельностью, удовлетворение познавательной потребности и как следствие формирование личностных результатов и универсальных учебных действий.

Литература:

Кузнецова Н.М. Кузнецова, Н.М., Некоторые методические подходы работы по вопросам формирования универсальных учебных действий.  [Текст] / Н.М. Кузнецова // Сборник областной научно — методической конференции ЛГПУ «Инновации и инновационные технологии в образовании». Липецк: ЛГПУ, 2015. – с 52-56.

Кузнецова, Н.М. Формирование УУД в условиях введения ФГОС (на примере учебного предмета «Биология»): научно – методическое пособие [Текст] /Н.М. Кузнецова. – Липецк: ИРО, 2014. – 83с.

Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. –– Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.

Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. – М.: МИРОС, 2001. — 224 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *