МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №1 им. Героя Советского Союза Б.А.Котова Г. Усмани
Автор: Дрютов Кирилл ученик 6-а класса МБОУ лицея №1 г. Усмани
Научный руководитель: Денисова Анна Александровна учитель биологии МБОУ лицея №1 г. Усмани
2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
- ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ .……………………………………….4
- МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………….7
- РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………….……..8
- ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ…………………………………………12
- ВЫВОДЫ……………………………………………………………..13
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………14
- ВВЕДЕНИЕ
Для человека, как и для большинства других представителей царства животных, звук является одним из воздействий окружающей среды. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Но природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сам шум характеризуется как громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.
В современных условиях, наряду с проблемами загрязнения воздуха, почвы и воды, человечество столкнулось с проблемой борьбы с шумом. Появились и получают широкое распространение такие понятия как «акустическая экология», «шумовое загрязнение окружающей среды» и др.
По Тейлору Р.(1978), загрязнение шумовое – форма физического загрязнения, проявляющегося в увеличении уровня шума сверх природного и вызывающего при кратковременной продолжительности беспокойство, а при длительной – повреждение воспринимающих его органов или гибель организмов. Нормальный шум окружающей человека среды варьирует в пределах 35-60 дБ. Но к этому фону прибавляются всё новые децибелы, в результате чего уровень шума зачастую превышает 100дБ.
Одним из шумов, с которыми дети школьного возраста сталкиваются постоянно, является так называемый «школьный шум». Как и любое другое образовательное учреждение, наша школа страдает от шумового загрязнения. От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с большой наполняемостью классов, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. В результате на переменах, предназначенных для физической, психологической и эмоциональной разгрузок, создается ситуация, приводящая к обратному результату.
Реально осознавая, что ни волевым решением администрации, ни пожеланиями и уговорами школьников невозможно добиться снижения уровня шума, решено было провести исследование, в ходе которого определить наиболее и наименее шумные помещения, а также попытаться выявить связь между уровнем шума и развитием утомления у учащихся.
В дальнейшем результаты планировалось представить на заседании Совета по Самоуправлению лицея, на классных часах и итоговой лицейской научно-практической конференции для того, чтобы ознакомить членов школьного коллектива с проблемой локального шумового загрязнения и его последствиями, а в дальнейшем совместно осуществить поиск путей решения существующей проблемы.
Гипотеза: Если уровень шумового загрязнения в школьных помещениях выходит за пределы, допустимые санитарно-гигиеническими нормами, то это негативно отражается на работоспособности и приводит к быстрому развитию утомления.
Цель: Оценка шумового загрязнения в лицее и его роли в развитии утомления учащихся.
Задачи:
1. Ознакомиться с влиянием шумового загрязнения на организм человека и его последствиями.
- Произвести измерение уровня шума в помещениях лицея с помощью цифровой лаборатории.
- Осуществить диагностику развития утомления учащихся в учебных классах и на перемене в коридорах лицея при разном уровне шумовой нагрузки.
2. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Шумы относятся к числу вредных для человека загрязнений атмосферы. Раздражающее воздействие звука (шума) на человека зависит от его интенсивности, спектрального состава и продолжительности воздействия. Шумы со сплошными спектрами менее раздражительны, чем шумы узкого интервала частот. Наибольшее раздражение вызывает шум в диапазоне частот 3000-5000 Гц. (Колесников А., 1988).
Уровни шума измеряются шумомером и рассчитываются в децибелах (дБ). Человек воспринимает звуки в диапазоне от 20-25дБ до 130-140дБ.(Ван дар Зиг А., 1978).
Уровни шума:
тишина — <15-20дБ;
шепот человека — 25-30 дБ;
негромкая речь — 35-45 дБ;
городской транспорт — 55-60 дБ;
транспортные шума в крупных городах — 70-80 дБ;
метро — 80-85 дБ;
самолет — 115-120 дБ.
В РФ действуют санитарные нормы допустимого уровня шума (Сан, где для различных территорий и условий нахождения человека даны предельные значения уровня шума:
на территории мкр-на 45-55 дБ;
в школьных классах 40-45 дБ;
больницы 35-40 дБ.
Влияние шума на организм человека замечено врачами давно. Установлено, что шум отрицательно воздействует не только на отдельные физиологические функции организма, но и на общее состояние здоровья населения. Австрийские ученые подсчитали, что длительноевоздействие шума повышенной интенсивности может сокращать жизнь человека на 7 — 12 лет. Умственная работоспособность явно снижается при шуме 80 дБ. Показатели физиологических функций сердечно-сосудистой системы при уровнях шума 60 — 70 дБ меняются несущественно, но при уровне шума 80 дБ возникают колебания артериального давления до 20 — 30 мм рт. ст., наблюдается тенденция к повышению артериального давления. Шум интенсивностью 80 дБ и более оказывает негативное воздействие на деятельность желез внутренней секреции, желудка и кишечника, способствует обострению язвенной болезни (Аничин В., Павлов В., 1983).
При интенсивности шума 90 дБ автомобильные катастрофы происходят по той причине, что водитель длительное время находится на шумной магистрали, где уровень шума достигает 95 — 100 дБ. Установлено, что зрительная реакция при шуме в 90 дБ уменьшает зрение на 25%. Шум в 130 дБ вызывает у человека болевое ощущение, достигнув 150 дБ, становится для него непереносимым. Выяснилось, что шумы, издаваемые автомобильным потоком, изменяют давление, астоту сердечных сокращений и уровень гормонов стресса. От шума силой 60 децибел давление повышается даже у молодежи и людей среднего возраста, что чревато развитием сердечно-сосудистых заболеваний, таких как сердечные приступы и инсульты. Между тем, в общей сложности около 30% населения Европейского Союза круглосуточно вынуждены слушать шумы силой 55 децибел, и этот показатель увеличивается (eco.nw/lib/data/03/4/020403.htm).
По данным Института акустики, шум сильнее 65 децибел на 20% повышает риск инфаркта. Звуки мощностью более 85 децибел приводят к повреждениям организма, которые нельзя исправить с помощью лекарств или операций. Из-за шума у человека нарушается работа вегетативной системы, обменные процессы, у мужчин снижается потенция, шум чрезвычайно вреден для беременных и их нерожденных детей. Шум плохо влияет на центральную нервную систему, мешая нормальному отдыху и сну, способствуя развитию неврозов (ecofaq/biblioteka/knigi/yekologija-ea-pyshnenko-kurs-lekcii.html).
При длительном воздействии шума интенсивностью более 90 децибел начинается постепенное снижение слуха с отмиранием чувствительных клеток кортиева органа. При высоких уровнях шума на работе понижение слуховой чувствительности наступает через 1-2 года работы, при средних уровнях через 5-10 лет (eco.nw/lib/data/03/4/020403.htm).
Наиболее восприимчивы к шуму дети — они реагируют на него в полтора раза острее, чем взрослые. Более того, под воздействием шума дети приходят в возбуждение, сами начинают шуметь, кричать, в конце концов, переутомляются, плохо воспринимают замечания взрослых и вообще окружающий мир. Под воздействием шума дети становятся капризными и неадекватно реагируют на замечания родителей. Установлено, что под влиянием шума интенсивностью 45 дБ и более у школьников понижается слуховая чувствительность, снижается умственная работоспособность, снижается уровень сахара в крови и повышается количество адреналина.У детей, рожденных и проживающих в шумной среде, наблюдается замедление физического и умственного развития, а также пониженная концентрация внимания во время учебы в школе. Таким детям чаще сопутствуют травматизм и несчастные случаи. У ребенка, подверженного постоянному воздействию шума, нарушаются иммунобиологические процессы и снижается сопротивляемость к различным заболеваниям, которые протекают в более тяжелой форме (Зиятдинов Ш., 2005).
3.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в учебных помещениях лицея во время уроков при разной интенсивности шума и в коридорах во время уроков и перемен. Уровень шума измерялся с помощью цифровой лаборатории Labdisc (рис.1), снабженной специальным датчиком, измеряющим шум в децибелах. Данные фиксировались устройством, затем переносились на ПК и анализировались.

Рис. 1. Цифровая лаборатория Labdisc.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Для измерения уровня шума были выбраны неучебные помещения, отличающиеся разной степенью посещаемости. Замеры производились во время уроков и во время перемен. Для получения наиболее достоверных данных измерения дублировались в каждой точке до 10 раз. Затем подсчитывался средний показатель (табл. 1).
Оказалось, что во время перемены самым тихим местом является коридор около учительской, немного более шумно около туалета, еще выше показатель в холле лицея, в котором на переменах собирается большая часть учащихся. Однако самым опасным в плане шумового загрязнения на переменах является коридор младших классов с уровнем шума в 88,5 дБ (уровень близкий к шуму, издаваемому железнодорожным составом на расстоянии 7 м).
Таблица 1.
Результаты измерения уровня шума в неучебных помещениях.
Помещение | Время измерения | Результаты замеров | Средний показатель | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
Холл | Урок | 57 | 56 | 56 | 58 | 55 | 56 | 57 | 57 | 55 | 56 | 56,3 |
Перемена | 85 | 80 | 84 | 84 | 82 | 85 | 85 | 86 | 84 | 85 | 84 | |
Коридор у туалета | Урок | 43 | 43 | 46 | 49 | 46 | 45 | 45 | 43 | 44 | 50 | 45,4 |
Перемена | 79 | 84 | 81 | 80 | 86 | 82 | 82 | 82 | 81 | 82 | 82,7 | |
Коридор у учительской | Урок | 61 | 56 | 58 | 57 | 57 | 56 | 59 | 60 | 59 | 58 | 58,2 |
Перемена | 78 | 78 | 79 | 77 | 81 | 82 | 81 | 82 | 82 | 79 | 79,9 | |
Коридор начальных классов | Урок | 58 | 55 | 57 | 57 | 55 | 56 | 58 | 55 | 57 | 57 | 56,5 |
Перемена | 86 | 88 | 89 | 87 | 90 | 92 | 89 | 90 | 86 | 88 | 88,5 |
При замерах во время урока оказалось, что тише всего около туалета, скорее из-за отсутствия рядом с ним классов, в которых идут занятия. Относительно тихо в холле и около кабинетов начальных классов.Максимальный шум отмечен около учительской. В целом все показатели, кроме минимального незначительно превышают уровень, допустимый для школьных помещений. Рис.2.

Рис.2. Соотношение уровня шума на перемене и во время уроков.
- ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
Для решения выявленной проблемы необходимо:
- Придать полученным результатам широкую огласку, ознакомить с ними членов лицейского Совета, членов администрации, учителей-предметников.
- Выделить в помещениях лицея «зоны тишины» с минимальным уровнем шума для создания условий для полноценного отдыха во время перемен.
- Активнее задействовать имеющуюся в лицее комнату психологической разгрузки.
- Провести серию классных часов для учащихся начального и основного общего уровня образования, на которых попытаться убедить членов лицейского ученического коллектива в необходимости снижения уровня шумового загрязнения общими усилиями.
- ВЫВОДЫ
Итоги исследования подтвердили первоначальную гипотезу:
- В результате проведенной работы удалось ознакомиться с особенностями шумового загрязнения и его влиянием на здоровье человека.
- Уровень шумового загрязнения в помещениях лицея неоднороден, но значительно превышает допустимые пределы во время перемен и частично – во время уроков.
- Для поддержания высокого уровня работоспособности в учебных помещениях во время уроков шум не должен превышать 40-45 дБ, а на переменах для предотвращения шумового утомления следует выбирать коридор, в которомуровень шума минимален.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аничин В., Павлов В. Профилактика вредного влияния шума на слух. — М.: Знание, 1983 г.
- Ван дар Зиг А. Шум: источники, описание, измерение. — М.: Знание,1973 г.
- Зиятдинов Ш. Шум как экологический фактор. – Научно-методический журнал «Физика в школе», №7 2005 г.
- Колесников А. Шум и вибрация. – М.: Мир, 1988 г.
- Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Экология. 10 (11) класс – М.: Дрофа, 2006 г.
- Мак-Доналд Д. Введение в физику шумов и флуктуаций. – М.: Знание, 1978 г.
- Перышкин А., Гутник Е. Физика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2005 г.
- Тейлор Р. Шум. – М.: Мир, 1978 г.
- Хабарова Е. И., Панова С.А. Экология в таблицах. 10 (11) класс: Справочное пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2001 г.
- Хван Т.А., Хван П.А. Основы экологии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005 г. – (Среднее профессиональное образование)
- Человек и природа: Шумовое загрязнение окружающей среды. – М.: Мир, 1980 г.
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. – М.: «Аванта+», 2001 г.
- http://ecoera.ucoz.ua/publ/5-1-0-28
- ecofaq/biblioteka/knigi/yekologija-ea-pyshnenko-kurs-lekcii.html
- eco.nw/lib/data/03/4/020403.htm
- [http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/122-tests-guidance/715-tapping-test]