Мастер-класс: Формирование метапредметных умений через внеурочный курс «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» в рамках реализации программы инновационной площадки «Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС ООО»
Какунина Галина Александровна
Аленина Евгения Анатольевна
МБОУ СШ №70 г. Липецка
Цель: познакомить участников мастер-класса с тем как можно организовать работу по формированию метапредметных умений через внеурочную деятельность.
Участники: педагоги различных дисциплин естественно-научного цикла общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и др.
Оборудование: мультимедиа, дневник проектной деятельности, раздаточный материал, лабораторные оборудование и реактивы: колба с тёплой водой, химические стаканы, стеклянные палочки, акварельные краски, карандаши, фломастеры, альбомные листы, кисточки для рисования, сахар, одноразовые шприцы без игл на 10 мл, штатив с пробирками, растворы лимонной кислоты и щёлочи, универсальная индикаторная бумага, самодельные индикаторы, микроскопы, препаровальные иглы, пипетки, лезвие, предметные и покровные стёкла, дистиллированная вода, комнатные растения.
Технологическая карта мастер-класса
Этапы мастер-класса | Задачи этапа | Содержание этапа |
1. Презентация педагогического опыта. | Познакомить участников мастер-класса с целями, основными направлениями деятельности по формированию метапредметных умений в рамках внеурочной деятельности, с разработанной моделью эффективного взаимодействия основных компонентов исследования по формированию метапредметных умений и результатами работы. | Учителя, ведущие мастер-класс знакомят учителей с направлением своей работы по формированию метапредметных умений через внеурочный курс. Фундамент для формирования у учащихся метапредметных умений, связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств, как необходимого условия построения современной модели образования, закладывается не на отдельном предмете, а в освоении комплекса предметов. Цели: 1.Развитие метапредметных умений учащихся через интегрированный внеурочный курс «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» для овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.. 2.Использование полученных результатов для обеспечения преемственности внеурочной и урочной деятельности учащихся. Для достижения поставленных целей была разработана модель эффективного взаимодействия основных компонентов исследования по формированию метапредметных умений: Основное направление проектной и учебно-исследовательской деятельности – исследовательское. Продукт – Дневник проектной и учебно-исследовательской деятельности. Результаты работы по формированию метапредметных умений, а также разработки занятий размещены на сайте сетевого взаимодействия — http://iro-innopro48.ru/ |
2. Представление системы уроков. | Познакомить участников мастер-класса с рабочей программой внеурочного курса, разработанной в рамках инновационной площадки, основными направлениями работы с детьми и формами её организации. | Для проведения внеурочных занятий была разработана рабочая программа «Мир проектной и учебно-исследовательской деятельности» для учащихся 5-9 классов, на основе которой были определены основные направления работы с детьми: 1) практические и лабораторные работы; 2) домашние эксперименты; 3) индивидуальные мини проекты; 4) групповые проекты по изучению школьной территории; 5) экскурсии. Основная технология — деятельностный подход в обучении. |
3. Имитационная игра. | Организовать и провести внеурочное занятие со слушателями. | Учитель-мастер проводит внеурочное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися по формированию метапредметных умений. Участники мастер-класса работают по группам. Каждой группе предлагается тема одного из внеурочных занятий. Первая группа. Тема: Материк Пангея. Почему учёные решили, что на Земле был только один материк? Цель: сложить из контуров материков единый материк Пангея. Вторая группа. Тема: Модель российского флага Цель: создать модель российского флага из растворов сахара разной плотности. Третья группа. Тема: Самодельные индикаторы Цель: выяснить возможность использования самодельных индикаторов для определения рН среды (на примере сока из чёрной смородины). Четвёртая группа. Тема: Приготовление микропрепаратов срезов различных органов сосудистых растений. Цель: приготовить срезы листа и стебля цветкового растения, рассмотреть под микроскопом, сделать рисунок микропрепарата и подписать. В ходе работы каждая группа заполняет Дневник проектной и учебно-исследовательской деятельности. По окончанию работы представитель группы озвучивает результаты совместной работы. Учитель-мастер знакомит участников мастер-класса с возможными вариантами рефлексии в конце внеурочного занятия. |
4. Рефлексия | Оценка разработанной модели эффективного взаимодействия основных компонентов исследования по формированию метапредметных умений слушателями с целью применения ее в практике внеурочной деятельности. | Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей. Выводы и предложения. |