Радина Марина Валентиновна
учитель химии и биологии МБОУ СОШ №2 с.Казаки
Елецкого муниципального района Липецкой области
Предмет: внеурочная деятельность
Уровень образования: основное общее образование.
Тема занятия: «Циклы развития паразитических червей».
Тип занятия: вводный урок открытия нового знания.
Форма проведения: работа в группах с использованием проектно-исследова-тельской технологии, системно-деятельностного подхода
Участники: учащиеся 7 класса.
Цель: расширить практические знания о паразитических червях с учетом подготовки к ГИА.
Планируемые результаты обучения:
Метапредметные результаты
Личностные УУД
Самоопределение, смыслообразование, устанавливающее связь между целью учебной деятельности и её мотивом, оценивание содержания на основе социальных и личностных ценностей
Познавательные УУД
Поиск необходимой информации, умение строить речевое высказывание в устной форме, самостоятельное выделение и формулирование цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, умение выделять в тексте главное, умение преобразовывать текст в схему и схему в устный рассказ, оценка процесса и результата деятельности
Коммуникативные УУД
Умение слушать и вступать в беседу, учитывать позиции партнера, умение строить продуктивное взаимодействие в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли
Регулятивные УУД
Целеполагание, соотнесение того, что известно учащимися и того, что ещё неизвестно; планирование проектно-исследовательской деятельности; прогнозирование результатов; контроль, коррекция, оценка уровня знаний учащихся; саморегуляция.
Предметные результаты
Ученик научится:
— обобщать знания об особенностях строения в связи с образом жизни и индивидуального развития плоских паразитических червей,
— выявлять способы заражения и меры профилактики заболеваний, вызванных червями паразитами.
-сравнивать биологические объекты (паразитических плоских червей), процессы их жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-различать по внешнему виду, схемам и описаниям паразитов, выявлять отличительные признаки.
Ученик получит возможность научиться:
-находить информацию о паразитических плоских червях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
-создавать собственные письменные и устные сообщения о червях, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
-основам исследовательской и проектной деятельности в целом, включая умения формулировать цели, задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
-работать в группе сверстников при решении познавательных задач, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы;
—готовиться к ГИА, ВПР, олимпиадам
Основные понятия: жизненный цикл, гельминтология, основной (окончательный) хозяин, промежуточный хозяин, вооруженный, невооруженный цепень, солитёр, сколекс, онкосфера, цистицерки (финны), марита, мирацидий, спороциста, редия, церкария, адолескарии, цистицеркоз, тениоз, эхинококкоз, Свиной цепень, печёночный сосальщик, эхинококк.
Ресурсы: Презентация; Интернет-ресурсы
Раздаточный материал для индивидуальной работы и работы в группах.
Шаблоны, заготовки для проекта, клей, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, листы А3
Этапы занятия | Содержание учебного материала Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Рефлексия | Обращение учителя к классу: (слайд 1) Здравствуйте, ребята. Хотелось бы узнать ваше настроение. Посмотрите на слайд. Я хочу, чтобы такое настроение вас сопровождало всё занятие. Я вас настраиваю только на позитив, на плодотворную работу.. | Улыбаются | Л: самоопределение, смыслообразование К: умение слушать |
Постановка проблемы, формулирование гипотезы |
Учитель
обращается к детям:
На
сегодняшнем занятии перед нами будет стоять глобальная проблема, которую вы
попытаетесь сформулировать
Создаёт
проблемную ситуацию:
Зачитывает
текст:
Внимание, статистка
По телевизору, в средствах массовой
информации шокирующие факты от Всемирной Организации
Здравоохранения, которые показывают серьезность развития паразитоза на
Планете: до 80% всех заболеваний либо вызываются паразитами, либо являются
следствием их жизнедеятельности!
Врач
Николай Кравченко, много лет занимающийся этой проблемой, считает, что
паразиты находятся внутри почти каждого из нас. Доктор Ольга Елисеева, автор
широко известных книг по оздоровлению, показала, что пусковым механизмом
большинства тяжелых заболеваний являются именно простейшие, грибки и гельминты,
паразитирующие в организме человека Люди жалуются на: хроническую усталость;расстройства аппетита, дискомфорт в животе, боли, повышенное газообразование, запоры или поносы, изменения стула; боли в мышцах и суставах; аллергические реакции; высыпания на коже;снижение иммунитета, Этот список можно продолжить. МИР В ОПАСНОСТИ!!! Учитель обращается к классу: — О чем идет речь? -Сформулируйте проблему! Учитель: -А почему они так опасны? (Поражают все органы, имеют сложные циклы развития) -Давайте сформулируем гипотезу. — Подсказка на слайде: Если …., то… Учитель записывает на доске гипотезу | Слушают Отвечают: — О паразитах! Формулируют проблему: -Как уберечь себя от опасности (от паразитов)? -Как не заразиться паразитами? Формулируют гипотезу: —Если мы будем знать циклы развития паразитов, то убережем себя от опасности, не заразимся паразитами | |
Формулирование темы занятия | Проводит беседу: Сформулируйте тему занятия | Формулируют тему: «Циклы развития паразитических червей, способы заражения и меры профилактики гельминтозов» | |
Постановка цели и задач | Учитель: Я предлагаю вам, исходя из темы урока, сформулировать цель. Учитель корректирует и записывает коротко на доске вопросы — Подсказка на слайде: изучить… выявить … Чтобы достичь цели, что нужно определить? Давайте определим задачи занятия, что вы будете делать, чтоб достичь цели. Учитель корректирует, помогает и записывает коротко на доске задачи | Высказывают своё мнение, формулируют цель занятия. Озвучивают: Цель: изучить циклы развития паразитических червей и определить меры профилактики Предлагают задачи (что будут делать): поработать с дополнительной литературой, рисунками, схемами, таблицами; провести тренинг; провести исследование; создавать проект; составить памятку; защищать проект. | |
Актуализация знаний. | Проводит беседу (слайд 2) -Циклы развития каких червей мы будем исследовать? -Какая тема урока по биологии у нас была на прошлом уроке? -Каких червей мы изучали? -Что изображено на сладе? -Мы их изучали? Учитель: Проведём небольшой тренинг: повторим, ключевые моменты, которые нам сегодня понадобятся -Почему у паразитических червей очень сложные циклы развития? -Какие поколения присутствуют в ЖЦ паразитических червей? -Кто такой основной хозяин? -Кто такой промежуточный хозяин? -Как называется наука, изучающая паразитических червей, заболевания, вызываемые ими и меры профилактики? Гельминтология — наука о паразитических червях и заболеваниях, вызываемых ими у человека и животных, — гельминтозах. -А кто знает, кто такой Константин Иванович Скрябин? | Отвечают на вопросы: -Тип Плоские черви -Печеночный сосальщик -Свиной цепень (солитер) -Эхинококк Отвечают: -Чтобы выжить -Половое и бесполое -Организмы, в теле которых происходит половое размножение паразитов, называются основными (окончательными) хозяевами, Организмы, в теле которых не происходит полового размножения, называются промежуточными хозяевами. -Русский и советский биолог, основатель отечественной гельминтологической науки | |
Осмысление: открытие нового знания | Знакомит с условиями, этапами работы. Проводит беседу: -С тренингом справились успешно! Молодцы!!! Теперь вы готовы к следующему этапу работы. Работа над мини-проектом (работа в группах) 1)этапы работы на слайде Представьте себе, что мы сейчас в НИИ им. К.И.Скрябина, вы – сотрудники исследовательской лаборатории гельминтологии Для справки: 21-23 ноября 2019 года московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии- МВА им. К.И.Скрябина будет отмечать свой 100-летний юбилей. Вы- исследователи циклов развития паразитических червей У нас 3 бригады по 5 человек для выполнения проекта. Каждая бригада будет работать над своей темой. 1 группа (бригада) будет работать над проектом по теме «Печеночный сосальщик» 2 группа (бригада) «Свиной цепень» 3 группа (бригада) «Эхинококк» -Я предлагаю каждому из вас почувствовать себя гельминтологом –исследователем, создать информационный стенд «Этом нужно знать каждому», создать памятку в виде буклета «Цикл развития и меры профилактики». Весь план работы у вас в дневнике исследователя. -Каждая бригада должна сформулировать свою проблему, гипотезу, тему, цели, задачи. Всё отразить в дневнике исследователя | Слушают Каждая группа формулирует свою проблему, цель, задачи, тему. Проблема общая: Как не заразиться паразитами Тема общая «Циклы развития паразитических червей и меры профилактики гельминтозов» Самостоятельная работа по созданию проекта | Л: смыслообразование П: составление плана К: умение работать в группах Р: целеполагание, планирование, прогнозирование |
2 этап: Работа над проектом. Звучит музыка -Не забываем правила успешно работы в группах (памятки на столах) Уважайте мнение товарищей.Пока один говорит – остальные слушают, не перебиваютОтвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.Будьте добросовестными по отношению к товарищам, работайте в полную меру своих сил.Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказатьсяИспользуйте «Правило поднятой руки». Беседа: — Какое основное правило мы должны помнить, работая в группе? Любую работу начинают с распределения обязанностей. Распределите обязанности в группе, выберите: —Главного гельминтолога – заведующего лабораторией (руководит, направляет работу группы, помогает, выступает). —Заместителя главного гельминтолога (помогает всем) —Врача-лаборанта (исследует жизненный цикл) -Лаборанта-эколога (определяет пути заражения и меры профилактики, составляет памятку) —Фотолаборанта-дизайнера (оформляет) Учитель: -Я буду директором НИИ собирать стенд, контролировать Работа рассчитана на 10 мин. Для создания стенда вам потребуется: — готовые шаблоны рисунков; — картинки и фотографии; — клей; — цветные карандаши и ручки. Весь необходимый материал, дополнительная литература, заготовки, шаблоны, инструменты, клей, карандаши у на партах. Каждый будет работать над общей проблемой, а тема и цели будут разные. Вспомните проблему: Как не заразиться паразитическими червями? Бригада №1 в исследовательской лаборатории работает над темой: Жизненный цикл печеночного сосальщика. Итогом вашей работы будет информационный стенд и памятка-буклет. 2 бригада: Жизненный цикл свиного цепня Цель: изучить… 3 бригада – ЖЦ эхинококка Цель: изучить… Все оформляется в дневнике исследователя. Теперь за дело… Звучит музыка | Работают над проектом Отвечают: Взаимоважение Каждая бригада формулирует тему, цель. Цель 1 бригады: изучить ЖЦ печеночного сосальщика и составить памятку по профилактике Цель 2 бригады: изучить ЖЦ свиного цепня и составить памятку по профилактике Цель 3 бригады: изучить ЖЦ эхинококка цепня и составить памятку по профилактике | ||
Физкультминутка | 3 этап: Поработали мы дружно Отдохнуть теперь нам нужно! Вы, наверное, устали? Ну, тогда тихонько встали! Ножками потопали, Ручками похлопали, Покрутились, повертелись, И за парты тихо сели! | Выполняют упражнения | |
Презентация проекта Формулирование выводов | 4 этап: Учитель. Ребята, работа по подготовке проекта подошла к концу. Презентовать свой проект приглашается бригада №1 Слово представляем главному гельминтологу Беседа. Учитель обобщает выступления всех групп, задаёт вопросы -Какой же из данных паразитов самый опасный и почему? Обобщает, дополняет выступления и подводит итог: -Какой вывод можно сделать? — Гипотеза подтвердилась? Цель достигнута! Какой общий вывод можно сделать? | Презентуют проект (выступают) Отвечают на вопросы Делают выводы Оформляют стенд ВЫВОД: изучив ЖЦ паразитов, способы заражения, мы никогда не заразимся гельминтозами | Л: самоопределение П: ответ на вопросы К: преподнесение продукта, выступление Р: целеполагание, доказательство |
Итог урока | Подведение итогов занятия. — Вот и подошёл к концу рабочий день в лаборатории». Вы добились цели, которую поставили вначале урока? Решили ли мы все намеченные задачи, подтверди гипотезу, сделали выводы: Наиболее простой способ защититься от них — знать источники заражения и всегда соблюдать гигиенические правила. | Л: самоопределение, смыслообразование | |
Рефлексия | Беседа учителя с детьми Сейчас мне бы хотелось узнать ваше настроение, не ухудшилось ли оно? Совпадает ли с настроением смайлика на слайде? А теперь я хочу, чтоб вы поделились своими мыслями о сегодняшнем занятии 1.Меня удивило… 2.Меня беспокоило… 2.Я сегодня научился (-лась) … 4.Было интересно… 5.Что было самым важным на занятии -Предлагаю оценить свою работу | Отвечают -Настроение не ухудшилось, так как девиз занятия «Предупреждён – значит вооружён!» Каждый ученик продолжает предложение. Самооценка работы — я доволен своей работой — я не доволен своей работой | Л: самооценивание П: оценка процесса и результата деятельности К: умение выражать свои мысли Р: оценка, саморегуляция |
Домашнее задание | Донесите своим родителям, родным, друзьям о насущной проблеме нашего занятия и по желанию познакомьтесь с другими опасными плоскими червями, например, кошачья двуустка, кошачий сосальщик, бычий цепень, широкий лентец, альвеококк. | ||
Заключение | Учитель благодарит детей за работу на занятии. Будьте здоровы! |