ЗАНЯТИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ:
«ВОДОЁМЫ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ. ОБИТАТЕЛИ МЕСТНЫХ ВОДОЁМОВ»
Радина Марина Валентиновна, учитель биологии и химии МБОУ СОШ №2 с.Казаки Елецкого муниципального района Липецкой области
Пояснительная записка
Данное занятие проводится во внеурочной деятельности в 5 классе (см. раздел 1, занятие №2-3 рабочей программы), рассчитано на 2 часа
Форма проведения: экскурсия.
Цель занятия: посетить водоемы нашей местности: реку Воргол и близлежащий пруд, оценить состояние водной экосистемы местного водоёма и познакомиться с их обитателями, углубить знания учащихся о строении водной экосистемы, ее функционировании и влиянии деятельности человека на ее состояние.
Задачи:
- продолжить знакомство учащихся с особенностями водной среды обитания и приспособлениями к жизни в ней растений и животных;
- показать зональность распределения водных растений;
- рассмотреть трофические группы организмов водных экосистем;
- провести учет видов, обитающих на поверхности воды и выявить факторы, влияющие на снижение численности данных видов.
Планируемые результаты обучения:
Метапредметные результаты | Предметные результаты | |||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |
Самоопределение, смыслообразование, оценивание личностных ценностей | Поиск необходимой информации, самостоятельное выделение и формулирование цели, задач, умение выделять главное, умение оформлять добытые факты и предоставлять их на обсуждение других, оценка процесса и результата деятельности умение анализировать, обобщать, делать выводы | Умение слушать и вступать в беседу, умение строить продуктивное взаимодействие в группе, умение выражать свои мысли | Целеполагание; планирование; прогнозирование результатов; оценка уровня знаний учащихся | Осознание важности знаний в жизни современного человека. Определение темы, цели и задач экскурсии. определение основных этапов. Наблюдение и оформление результатов экскурсии |
Основные понятия: наблюдение, исследование, многообразие живых организмов в водной среде и прибрежной зоне.
Межпредметные связи: предмет «Окружающий мир», «Биология», «Экология».
Оборудование:
- Дневник наблюдений;
- Раздаточный материал для работы в группах карандаш, складной метр, компас, бинокль, сачок, ручная лупа, банки, пластмассовое ведро для взятия проб.
Методическая часть
Этапы занятия | Содержание учебного материала Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Подготовка к экскурсии Задачи: вспомнить, обобщить ранее полученные знания об особенностях прибрежной и водной среды, их взаимосвязи в жизни экосистемы водоема, активизировать подготовку учащихся к проведению самостоятельных наблюдений по изучению водных и прибрежных обитателей водоёма | 1.Проводит инструктаж по ТБ во время проведения экскурсии. Знакомит с оборудованием. (Приложение 1-2). Учитель раздал детям опережающее задание: текст-помощник для ознакомления с обитателями водоёма Можно посмотреть фильм «Экскурсия на водоём», «Паук серебрянка» Вводная беседа. -Какими свойствами обладает вода, как среда обитания организмов? -Что такое теплоемкость, почему у воды теплоемкость высокая (ведь для нагревания 1 мл воды на 1°С требуется 1 кал. тепла). Учитель объясняет понятие теплоёмкости и подводит учащихся к выводу о том, что именно высокая теплоемкость обеспечивает устойчивый температурный режим водоемов. -Как влияет световой режим на жизнь растений и животных? Учитель поясняет, что, что световой режим водоема зависит от двух факторов: отражения солнечных лучей от поверхности воды и от их поглощения водой. — Какие газы растворены в воде и какое значение они имеют для живых организмов? Сообщение учащегося Учитель дополняет: основной ограничивающий фактор в жизни растений и животных водоема — недостаток кислорода (здесь его в 21 раз меньше, чем в атмосфере). Его количество зависит от температуры воды, перемещения ее слоев, а главное — от численности и многообразия живущих в ней представителей растительного мира. -Почему? -А какой газ необходим растениям для фотосинтеза? Учитель дополняет: жизненно важное значение для живых организмов имеет насыщенность воды углекислым газом, так как этот газ необходим для процесса фотосинтеза водных растений. -Из чего состоят раковины данных животных? (Учитель помогает: из карбонатов, известняка, мела)) Учитель поясняет, что важна роль углекислого газа в различных химических реакциях, например в образовании карбонатов, используемых водными животными для построения раковин и панцирей. Просмотр видеофрагмента о водомерках. Беседа: -Почему водомерки не тонут? Учитель поясняет, что у воды есть ещё важное свойство— её поверхностное натяжение. «На экскурсии мы постараемся заметить таких насекомых, которые, раскинув свои длинные ноги, быстрыми и ловкими толчкообразными движениями скользят по поверхности стоячих и медленно текущих вод». -Какой вывод можно сделать о свойствах и составе воды? Учитель: -А какие живые организмы обитают в водной среде: у береговой зоны, в толще воды и придонной области? Каково строение водной экосистемы? — Вспомните особенности наземной береговой зоны как части экосистемы? Учитель поясняет, что большое разнообразие этих растений создает условия для поселения и кормления различных животных (моллюски, стрекозы, выпи, камышовки, кулики, водяная полевка и т.д. -Приведите примеры различной приспособленности организмов к данным условиям среды. Учитель поясняет, что если прибрежное растение частуху подорожниковую, и рдест плавающий вытянуть его из воды, стебли и листья сразу поникают и повисают. Учитель подводит итоги обсуждения вопросов о строении водной экосистемы и помогает ученикам выделить основное условие функционирования экосистемы, в первую очередь — наличие многочисленных трофических связей («продуцентов», «консументов», «редуцентов») Беседа: -Как взаимосвязаны эти компоненты в экосистеме? —Приведите примеры значения растений для животных и животных для растений -Вспомните цель экскурсии? | Прослушивают инструктаж и расписываются в специальном журнале Изучают текст (Приложение 3) Просмотр фильма Отвечают на вопросы Слушают. Отвечают на вопросы Дети отвечают: «Кислород. Он необходим для дыхания». Учащийся рассказывает: (опережающее сообщение о факторах живой и неживой природы) Остальные слушают, запоминают и отвечают на вопросы . Дети отвечают: при фотосинтезе растения выделяют кислород. Если учащиеся затрудняются ответить на вопросы, то учитель им помогает Просматривают видеофрагмент о водных раковинных животных-моллюсках. Отвечают на вопросы Просматривают видеофрагмент о водомерках. Отвечают на вопросы. Формулируют выводы Отвечают на вопросы. Большое разнообразие видов растений (осоки, камыш, тростник, рогоз, калужница, лютики), Смотрят фильм. Слушают учителя. Формулируют выводы о многообразии обитателей Ребятам приводят примеры различной приспособленности организмов к данным условиям среды. Отвечают на вопросы. Приводят примеры из собственных наблюдений, когда растения служат кормом для животных, а также защитой и хорошим укрытием. Проговаривают цель предстоящей экскурсии — знакомство с разнообразием организмов местных водоёмов |
Формирование групп | Проводит инструктаж по выполнению групповых заданий. Раздаёт инструктивные карточки для групп с заданиями (Приложение 4, 5, 6, 7) Знакомство заданиями в группах | Знакомятся с инструктивными карточками, с заданиями в группах (Приложение 4, 5, 6, 7) |
Определение маршрута экскурсии | Задает задание: Нарисовать в дневнике наблюдений маршрут экскурсии (маршрутный лист). Определить места отдыха. Обсуждение плана экскурсии (Маршрут — это не путь движения обучающихся, а логически связанные между собой «объекты внимания», остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.) | Составляют схему маршрута. План экскурсии записывают в дневник наблюдений |
Самостоятельная работа в группах Запись наблюдений к отчету | Запись наблюдений. Оформление отчета по плану (Приложение 8) | По ходу экскурсии наблюдения записывают в дневник |
Подведение итогов экскурсии Формулирование выводов | Проводит итоговую беседу по теме экскурсии Организует фронтальный опрос «Закончите предложения» Я сегодня узнал, …. Меня удивило … Я хочу ….. Вызвало затруднения… Пожелания …. Учитель предлагает провести самооценку работы на экскурсии с помощью жестов кисти: отлично, хорошо, плохо | Отвечают на вопросы. Формулируют выводы Оценивают |
Оформление отчета экскурсии. Д/З | -Оформить отчет об экскурсии. -Творческое задание: создать презентацию об экскурсии | Записывают задание |
Возвращение с экскурсии | Осмотр территории и приведение ее в порядок. | Осматривают территорию и приводят ее в порядок. |
Педагогический комментарий
Данное занятие можно провести и в урочное время по биологии при изучении разделов:
-«Растения», 6 класс: экскурсия по теме «Видовой состав водоёмов нашей местности»;
-«Животные», 7 класс: экскурсия по теме «Многообразие животных водоёма нашей местности», «Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края».
По данным темам можно создать проекты.