ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Кузнецова Н.М., к.п.н., доцент ГАУДПО «ИРО» Липецкой области

Денисова А.А., к.б.н., учитель биологии МБОУ лицея №1 г. Усмани Липецкой области

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования функциональной грамотности учащихся во внеурочной деятельности. Определяются возможности лабораторного исследования, как ресурса «ситуационности знаний», обеспечивающего формирование функциональной грамотности учащихся.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, функциональная грамотность, международные сравнительные исследования, «ситуационность знаний», лабораторное исследование, проблемные вопросы, естественнонаучная грамотность.

Abstract: the article deals with the formation of functional literacy of students in extracurricular activities as a component of the educational process. The possibilities of laboratory research as a resource of “situational knowledge” that provides the formation of functional literacy of students are determined.

Keywords: extracurricular activities, functional literacy, international comparative research,” situational ” knowledge, laboratory research, problematic issues, natural science literacy.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно – урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [5]. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, может являться одним из ресурсов формирования функциональной грамотности.

Под функциональной грамотностью понимается интегративное качество личности, предполагающее наличие опыта и универсальных навыков, способность развиваться и, самое главное, способность использовать свои знания на практике [1].

Российские и международные сравнительные исследования показывают, что российские школьники обладают значительным объёмом предметных знаний при их воспроизведении, но учащиеся не могут применить эти знания в новых ситуациях, приближенных к жизненным. Сегодня это называют «ситуационностью знаний».

В исследовании PISA в качестве одной из основных составляющих содержательной области функциональной грамотности выделена естественнонаучная грамотность. В учебном процессе эти компетенции формируются в урочное и внеурочное время на основе различных форм деятельности, в том числе в лабораторных практикумах, проектной и исследовательской работе.

Рассмотрим возможности формирования функциональной грамотности школьников на примере работы инновационной площадки ГАУДПО ЛО «ИРО» по теме «Формирование метапредметных образовательных достижений учащихся на основе технологии формирующего оценивания во внеурочной деятельности» (учитель биологии МБОУ лицея №1 г. Усмани Денисова А.А.)

Приведем фрагмент планирования достижения образовательных результатов из программы по внеурочной деятельности нелинейного курса «Экология» (5 класс). Планируемые образовательные результаты: учащиеся должны уметь: анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности; сравнивать результаты своих исследований с литературными данными; прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности; планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня; оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.

В пояснительной записке к рабочей программе надпредметного внеурочного курса «Ботанический практикум» (6 класс) в разделе «Планируемые результаты освоения программы курса» учитель отмечает и реализует, среди прочих, такие метапредметные результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Все это согласуется с моделью естественнонаучной грамотности PISA, в которой определены следующие компетентности, необходимые для формирования функциональной грамотности: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов [4].

Приведем примеры работы по формированию у учащихся биологических понятий на основе лабораторных исследований при реализации некоторых тем учебно – тематического плана программы надпредметного внеурочного курса «Ботанический практикум» (6 класс).

Учебно-тематический план

№ занятияМодуль курсаТема занятияИнструменты формирующего оценивания
15Процессы жизнедеятельности в растительном организмеОбразование хлорофилла на светуРабота по схеме: «Что я знаю о метаболизме растений? Что хотел бы узнать? Понятен ли мне процесс фотосинтеза? Какой еще способ его изучения можно предложить?»
16Выявление крахмала в листьяхРабота по схеме: «Знаю ли я, что такое «крахмал», как образуется, где его можно обнаружить?» Найти информацию о методе выявления крахмала в тканях растений»
17Выявление крахмала в видоизмененных побегах.Работа по схеме: «Можно ли применить опробованную методику для выявления крахмала в других органах растений?»
18Письмо на зелёном листе (опыт с шаблонами на листьях)Работа по схеме: «Составь свой план действий, выбери  способ фиксации результатов»
19Изучение дыхания растенийРабота по схеме: «Что я знаю о дыхании организмов? Чем дыхание отличается от фотосинтеза?»
20 Опыты по выявлению углекислого газа как продукта дыхания растенийРабота по схеме: «Как это выяснить опытным путем? Совместный поиск методик. Оценка полученных результатов»
21Передвижение воды и минеральных веществ по растению.Работа по схеме: «Можно ли опытным путем установить принцип перемещения веществ по стеблю? Совместный поиск методик. Оценка результатов»

Так, на занятии «Передвижение воды и минеральных веществ по растению» учащиеся на основе работы по схеме «Можно ли опытным путем установить принцип перемещения веществ по стеблю?», осуществляют с учителем совместный поиск методик постановки опытов по доказательству передвижения органических веществ по коре, а минеральных веществ по древесине. Обобщающий фрагмент этой схемы направляет мысль учеников к более широким обобщениям о связи органов растения, о целостности растительного организма.

На основе оценки результатов учащимся предлагаются следующие вопросы для обсуждения:

  1. Почему дерево, кора которого повреждена, может погибнуть?
  2. В какое время года происходит сокодвижение, вреден ли для деревьев сбор сока и почему?
  3. Для чего проводят прищипывание боковых побегов (пасынкование) томатов, винограда?

4. Зимой к стволам плодовых деревьев подгребают снег, который покрывают еще и слоем опилок. Почему при таком уходе деревья дают больший урожай? Сделайте выводы.

Большой эффект при изучении темы «Выявление крахмала в видоизмененных побегах», дает организация лабораторного исследования с использованием схемы «Можно ли применить опробованную методику для выявления крахмала в других органах растений?» Схема служит ориентиром при выполнении лабораторной работы и направляет учащихся на формулирование выводов, но не ограничивает деятельность «исследователей», а обеспечивает самостоятельное применение знаний.

Эффективному усвоению материала о видоизмененных побегах способствует также использование проблемных вопросов «Клубень – это плод, побег или корень?», (если клубень – плод, то где семена, а если корень, то почему имеются на нем почки и листовые рубцы?).

На основании исследования клубня, и сравнения его с корнем, плодом и наземным побегом, учащиеся с помощью схемы ищут ответ на поставленную проблему. Схема нацеливает на сравнение внешнего и внутреннего строения клубня и обычного побега, подводит к выводу о том, что клубень является видоизмененным побегом. Этот вывод является первым этапным обобщением.

Работа с фрагментами схемы в процессе экспериментального исследования позволяет установить причинно-следственные связи появления крахмала в клубне, актуализировать знания об образовании органических веществ в листе в результате фотосинтеза, сделать вывод-обобщение о том, что клубень – видоизмененный побег.

Важным связующим звеном в изучении вопроса о вегетативном размножении растений является заключительный фрагмент схемы и обсуждение внеурочного опыта, отраженного в нем. Этот фрагмент позволяет подвести учащихся к важному выводу о значении запасных органических веществ в видоизмененном побеге.

Учащимся предлагаются контрольные вопросы:

1. Почему клубни картофеля на свету зеленеют, а корнеклубни георгина нет?

2. Какое значение имеет окучивание растений картофеля?

3. Найди ошибку: «Весной мы сажаем картофель, а для посадки выбираем лучшие сортовые семена».

4. Колорадский жук съел ботву, будут ли формироваться клубни?

Аналогичным образом предлагается учащимся изучение и других тем курса. В результате данной работы у школьников формируются умения самостоятельного создания алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; умения анализа объектов с целью выделения признаков, установления причинно-следственных связей, построения логических цепей рассуждений; умения выдвижения гипотез и их обоснования, самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера [3]. Задания практического характера нацелены на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, но при этом основываются на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными или просто интересными ребятам.

Таким образом, учёт эффекта «ситуационности знаний» определяет необходимость включать в образовательный процесс внеурочной деятельности исследовательские лабораторные работы и опыты [2], которые обладают всеми резервами и возможностями для формирования функциональной грамотности учащихся. Реализация этих возможностей позволит школьникам применить свои знания в новых ситуациях, приближенных к жизненным.

Литература

  1. Басюк В. С. Личностные результаты освоения основных образовательных программ обучающимися в условиях реализации ФГОС общего образования // Развитие личности. 2017. № 3. С. 29-43.
  2. Кузнецова Н.М., Какунина Г.А. Совершенствование профессиональных компетенций педагога при разработке и реализации программ инновационной деятельности. [Текст] / Н.М. Кузнецова // РОСТ. – 2016. – № (2) 29– С. 28 –34.
  3. Кузнецова Н.М. Формирование универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС (на примере учебного предмета «Биология»): научно – методическое пособие. / Н.М. Кузнецова. -Липецк: ИРО, 2014. -83с.
  4. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en (дата обращения: 22.06.2019).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение. 2010 (2012) гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *