Тема: «Наш портфель»

Всероссийский творческий конкурс детских исследовательских проектов «Окружающая среда»

Автор работы: Шепталова Наталья

ученица 5А класса МБОУ СОШ №70 г. Липецка

Научный руководитель:

Какунина Галина Александровна

учитель биологии и химии

Липецк – 2019

ВВЕДЕНИЕ

Тяжела учёбы ноша, 
Но портфель я свой не брошу.
Там богатства все, что надо:
Брошка, мамина помада,
Телефон мобильный, «тени»,
Две заколки, лист осенний,
Кукла, разные записки,
Мячик, ручки, корм для киски,
Пять тетрадок, бантик, ложка
И учебников немножко.
Это всё ношу с собой
Утром – в школу, днём – домой.

Татьяна Лаврова

Меня зовут Наталья, я ученица 5А класса школы №70 города Липецка. Каждый вечер я собираю портфель, чтобы ничего не забыть. Если положить в ранец всё необходимое, по моему мнению, то поднять его достаточно тяжело. После этого, я стала наблюдать за тем, какие портфели носят мои одноклассники. Портфели у всех ребят разные по форме, раскраске и размерам. Мне стало интересно узнать, также они тяжелы как мой портфель, и что можно сделать для оптимизирования массы портфеля.

Избранная тема, на мой взгляд, является актуальной, поскольку одной из причин формирования неправильной осанки является школьный портфель. Масса школьных ранцев часто является непосильной ношей для неокрепших детских плеч, а если он ещё и неправильно подобран или используется для ношения на одном плече, то может стать причиной серьёзных заболеваний опорно-двигательной системы.

Объект исследования – мой портфель и портфели моих одноклассников, предмет – масса портфеля, в разные дни занятий в школе.

Гипотеза исследования: если проанализировать содержимое портфеля и убрать из него не всегда нужные для учёбы вещи, то это значительно облегчит его вес.

Цель работы – провести санитарно-гигиеническую оценку моего школьного портфеля и портфелей моих одноклассников по весу.

Задачи:

  1. Изучить основные виды школьных портфелей.
  2. Изучить санитарные правила и нормы для школьного портфеля.
  3. Провести анкетирование одноклассников по теме «Мой портфель»
  4. Определить массу своего портфеля и портфелей одноклассников в разные учебные дни.
  5. Изучить содержимое портфеля и сделать выводы о том, как можно оптимизировать его массу.
  6. Разработать рекомендации для учащихся и родителей «Как сделать школьный портфель легче?»

Для решения поставленных задач использовали следующие методы исследования: анкетирование, эксперимент, анализ.

Практическая и теоретическая значимость работы.

Данная работа даст возможность мне и моим одноклассникам критически оценить соответствие выбранного портфеля санитарно-гигиеническим требованиям, выявить лишние вещи, которые утяжеляют вес портфеля. Правильно выбрать портфель для следующего учебного года.

РАЗДЕЛ I. САМОЕ ГЛАВНОЕ О ШКОЛЬНОМ «ПОРТФЕЛЕ».

Портфель слово французского происхождения. Означает четырёхугольную сумку с застёжкой, обычно кожаную. Бумага попала в Европу из Китая примерно 800 лет назад. Европейцам принадлежит заслуга изобретения сумки для её ношения (Александрова, Болгова, 2015).

Сегодняшние школьники могут купить в магазинах портфели, ранцы, рюкзаки, сумки различных моделей (Приложение 1).

Портфель ранее был очень популярен у школьников советского периода. Сейчас это редко встречающаяся модель. Минус всех моделей сумок в том, что их тяжесть сосредоточена на одном плече. Разница между ранцем и рюкзаком в том, что у первого корпус твёрдый, у второго, наоборот, мягкий. Жесткий корпус защищает одновременно и ребёнка, и содержимое ранца. Твёрдая спинка не позволяет содержимому давить на спинку ребёнка.

Специалисты советуют носить школьные принадлежности в рюкзаке, а ещё лучше в ранце. Благодаря твёрдым стенкам и дну школьные принадлежности в нём можно разместить правильно: тяжёлые предметы ближе к спине, лёгкие – спереди, левая и правая сторона нагружены одинаково. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребёнка не правильную осанку. При неправильном подборе школьного портфеля могут развиваться такие заболевания, как сколиоз, грыжа межпозвонкового диска, кифоз, а нарушение кровообращения при этом может вызвать головные боли и бессонницу (http://www.medroad.ru/).

Согласно санитарным правилам и нормам (дополнения и изменения N 1 к СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 пункт 2.8): вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий (далее – изделия) для обучающихся начальных классов должен быть не более 600-700 грамм, для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 грамм.

Гигиенические требования к изданиям: вес издания не должен быть более:

 – 300 г для 1-3 (4) классов;

 – 400 г для 5-6 классов;

– 500 г для 7-9 классов;

 – 600 г для 10-11 классов (СанПиН 2.4.7.702-98 пункт 5).

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 – 2-х классов – более 1,5 кг, 3 – 4-х классов – более 2 кг; 5 – 6-х – более 2,5 кг, 7 – 8-х – более 3,5 кг, 9 – 11-х – более 4,0 кг (СанПиН 2.4.2.2821-10 пункт 10.32).

Таким образом, общий вес учебников и тетрадей на один учебный день вместе с комплектом школьных принадлежностей и портфелем для школьников составляет:

  • 1 – 2-х классов – не более 2,2 кг,
  • 3 – 4-х классов – не более 2,7 кг;
  • 5 – 6-х классов – не более 3,5 кг,
  • 7 – 8-х классов – не более 4,5 кг,
  • 9 – 11-х классов – не более 5 кг.

При этом по данным института возрастной физиологии РАО, школьный портфель должен весить не более 10% от массы тела.

РАЗДЕЛ II. ИЗУЧЕНИЕ ПОРТФЕЛЕЙ ОДНОКЛАССНИКОВ.

В начале исследования, на уроке природоведения я рассказала одноклассникам, какие бывают школьные «портфели», и чем они отличаются друг от друга. Затем провела анкетирование по теме «Мой портфель» (Приложение 2) и получила следующие результаты:

№ п/п Вид портфеля чел. %
1. Ранец 17 57
2. Рюкзак 7 23
3. Сумка 6 20
4. Портфель 0 0

Большинство учащихся моего класса (80%) ходят в школу с ранцем или рюкзаком, что соответствует рекомендациям специалистов, и только 20% с сумками.

Как правило, портфель одноклассники покупали совместно с родителями (83%) или родители купили его самостоятельно (7%), только 10% опрошенных получили его в подарок. Покупая портфель, в первую очередь обращали внимание на дизайн, потом на ортопедические показатели, а затем на вес и размер.

Диаграмма 1

Результаты анкетирования учащихся

При ответе на вопрос: Считаете ли вы, что Ваш портфель тяжёлым и неподъёмным? Положительный ответ был получен в 50%. 40% опрошенных учеников считают вес своего портфеля нормальным и только 10 % лёгким.

Диаграмма 2

Результаты анкетирования учащихся

При этом 53% одноклассников считают, что у них в портфеле нет лишних вещей.

В течение недели проводилось взвешивание портфелей одноклассников. Затем в медицинском кабинете были получены данные о весе учащихся и рассчитана нагрузка на них в процентах (Приложение 3).

Следующим шагом в работе стал анализ полученных результатов исследования и их соответствие санитарным правилам и нормам:

  1. Согласно этим правилам вес пустого портфеля пятиклассника не должен превышать одного килограмма. Этим нормам соответствует 16 (53%) портфелей моих одноклассников (Диаграмма 3).

Диаграмма 3

Соответствие веса пустых портфелей учащихся нормам СанПиН

  • Согласно этим правилам вес полного портфеля пятиклассника не должен превышать 3,5 килограммов. Из диаграммы 4 видно, что ни в один день недели вес портфеля не соответствует нормам. Максимальный вес портфеля был отмечен в пятницу. Это объясняется тем, что в этот день недели больше всего предметов, на которых необходимы учебники (Приложение 4).

Диаграмма 4

Средний вес портфелей учащихся в разные дни недели

  • Согласно данным института возрастной физиологии РАО, школьный портфель должен весить не более 10% от массы тела. Этой норме соответствуют портфели 4 (13 %) учащихся.

Диаграмма 5

Соответствие веса портфеля данным института возрастной физиологии РАО

Затем я предложила своим одноклассникам убрать из портфелей «лишние» вещи, не имеющие отношения к урокам в этот день, или те, без которых они могли бы обойтись, и снова взвесила их портфели (Приложение №5).

Средняя масса «лишних вещей» составила 1,7 кг. В этот список попали: неоправданно большие пеналы, планшеты, электронные игры, подставки для учебников, папки для тетрадей, записные книжки и блокноты, клей, ножницы, бутылки с водой и даже флакон с туалетной водой. Взвесив портфель без них, получили, что средний вес портфеля значительно уменьшается и его процент от веса ученика начинает соответствовать норме.

Диаграмма 6

Соответствие веса портфеля данным института возрастной физиологии РАО (без «лишних вещей»)

На многие, как нам кажется, мелочи мы в нашей жизни часто не обращаем внимание. Подумаешь, положили в портфель «лишнюю» вещь! А на деле оказывается, что многое в ней складывается именно из них.

ВЫВОДЫ

  1. В ходе исследования подтвердила выдвинутую гипотезу: если проанализировать содержимое портфеля и убрать из него не всегда нужные для учёбы вещи, то это значительно облегчит его вес.
  2. Изучила виды школьных «портфелей» и выяснила, что для здоровья ученика полезнее носить ранец.
  3. Изучила санитарные правила и нормы, касающиеся веса портфеля, и выяснила, что практически у половины моих одноклассников пустые портфели весят больше установленной нормы.
  4. Выяснила, что, покупая портфель, многие в первую очередь обращают внимание на дизайн и только потом на ортопедические показатели, вес и размер.
  5. Половина одноклассников уверены, что вес их портфеля нормальный или даже лёгкий, а он, как оказалось, не соответствует норме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав результаты исследования, мною были составлены следующие рекомендации для учащихся и их родителей.

  1. При покупке портфеля обращать внимание, в первую очередь, на его вес, ортопедические характеристики и только потом на дизайн.
  2. Брать в школу только необходимые для учёбы вещи.
  3. Для того, чтобы дети не носили с собой воду, установить в каждом классе кулеры с водой.

Уважаемые взрослые и дети, помните: Здоровье – это наивысшая ценность, которая есть у человека. Оно дороже всех богатств, поэтому его нужно беречь.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Александрова В.П., Болгова И.В. Культура здоровья человека: Практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с.
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2010 г. N 72. Дополнения и изменения N 1 к СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10 “Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых” (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2010 г. N 72)
  3. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.7.702-98. Утверждены постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. N 17.
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 г. N 85 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2883-11 “Изменения N 1 к СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. http://www.stihi.ru/
  2. http://www.medroad.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *