Загрязнение автотрассы Елец-Казаки бытовым мусором

МБОУ СОШ №2 с. Казаки

Елецкого муниципального района Липецкой области

Проект на тему

«Загрязнение автотрассы

Елец-Казаки бытовым мусором»

Автор:

Перегудова Анастасия Романовна,

10 класс

МБОУ СОШ №2 с. Казаки

Елецкого муниципального района

Липецкой области

                                                                      Руководитель:

      Радина М.В.,  учитель биологии и

      химии МБОУ СОШ №» с.Казаки

      Елецкого района

2018 год

Оглавление

Введение……………………………………………..………………………….  2

1.Описание исследования……………………………………………………..….3

2. Обзор литературы ………………………………………………………………4

2.1. Классификация твёрдых бытовых отходов………………………………. 4

2.2. Проблемы загрязнения биосферы ТБО……………………………………. 6

2.3. Опасность свалок ……………………………………….. …………………..6

2.4. Разложение ТБО ……………………………………………………….…… 7

3. Описание работы….……………………………………………………….….  8

3.1. Объект исследования     ……………………………………………….……..8

3.2. Методы  и результаты исследований ………..………….… ……………… 9

4.Заключение ………………………………………………………………….…12

4.1. Выводы……………………………..…………………………….…….……12

4.2. Рекомендации.…………………………………………………………………13

4.3. Схема расположения мусорных баков вдоль автотрассы ……………….14

4.4. Буклет ……………………………………………………………………….15

Список использованных источников……………………………………….……16

Приложение  1 ……………………………………………………………………17

Введение.

         Актуальность исследования обусловлена необходимостью охраны и рационального использования окружающей среды и сохранения благоприятной экологической обстановки на автодорогах.

         Объектом исследования являются автотрасса Елец-Казаки и прилегающая к ней территория, загрязненная твердыми бытовыми отходами.

         Цель:  изучить проблему мусора вдоль автодороги Елец-Казаки

         Задачи:

1. Познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них из разных информационных источников;

2. Изучить количество мусора, выбрасываемого каждым автомобилем за определенный период времени; 

3. Привлечь внимание администрации Елецкого района  к проблеме твёрдых бытовых отходов на автотрассе; 

4. Дать рекомендации водителям, дорожной службе, администрации Елецкого района по разрешению проблемы загрязнения прилежащей территории к автодороге Елец-Казаки;

5.Спроектировать местонахождение мусорных баков вдоль трассы и оформить буклет.

Методы и приемы, используемые в работе: анкетирование, опрос, беседы, наблюдение.

Практическая значимость работы заключается в поисках предложений по профилактике и  соблюдению чистоты на дорогах, воспитание экологической грамотности среди водителей и населения

 Работа проводилась  в 2012-2018 гг.

  1. Описание исследования

С 2012 годав нашей школе проводились исследования о влиянии автотранспорта на загрязнение окружающей среды вдоль автодороги в с. Казаки. Было выяснено, что количество проезжающих машин с каждым годом увеличивается, и у меня  возник вопрос: если количество автотранспорта ежегодно растет, степень загрязнения воздуха увеличивается, значит и от автомобилей растет количество твердых бытовых отходов вдоль автотрассы. Задумавшись над этой проблемой, я решила провести свои исследования. Ведь автотрасса  является показателем культуры водителей, показателем лица жителей  нашего села, нашего города, нашего района.

Выдвинула гипотезу:

          Если будет много мусора вдоль дорог, то он отрицательно  повлияет на  развитие различных экологических систем, что приведет  к дестабилизации, то есть нарушению устойчивости экосистем, и к её гибели вдоль автодорог.

Изучая количество выбрасываемых отходов автотранспортом, я посчитала количество проезжаемого транспорта в день, в неделю, в месяц в разные  времена года и в сотрудничестве с дорожными  службами подсчитала количество мусора в м3, собираемого ими за неделю, за месяц, за год. Разделив этот объем мусора на количество проезжающих автомобилей, узнала, сколько мусора выбрасывает каждая проезжающая машина и все автомобили в целом за год.

Использовались следующие методы исследования:

1.Метод наблюдения

2. Анкетирование

2. Расчетный метод

План проведения исследования:

1. Изучение литературы по данному вопросу.

2. Проведение анкетирования среди водителей.

3. Подсчет количества выбрасываемого мусора вдоль дороги.

4. Расчет количества ТБО, выбрасываемого мусора за месяц, год

5. Пути решения проблемы. Рекомендации.

6. Составление схемы проекта. Создание буклета.

  • Обзор литературы

2.1. Классификация бытовых отходов

Под отходами производства и потребления, согласно Федеральному закону N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. “Об отходах производства и потребления”, понимаются «остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшихся в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства». Остановимся подробнее на твердых бытовых отходах, под которыми согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. № 155 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.1997 N 1303, от 15.09.2000 N 694, от 01.02.2005 N 49) понимаются «отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.)».

Ежегодно в России образуется около 130 млн м3 ТБО  (Голубев И.Р., 2005 г, с.85). Количество ТБО, например,  в Москве составляет около 5 млн. тонн/год, причём перерабатывается всего 750-800 тыс. тонн, примерно столько же тонн утилизируется термически, остальное поступает на захоронение. Все ТБО можно классифицировать следующим образом:

1. Пищевые отходы, согласно ГОСТу 30772-2001, — это “продукты питания, утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские свойства в процессе их производства, переработки, употребления или хранения”. Пищевые отходы негативно влияют на состояние окружающей среды. Могут являться источниками инфекционных заболеваний.

2. Пластиковые отходы — это отходы полиэтилена, полипропилена, полиэтилентерефталата, полистирола, поливинилхлорида и т.д, причем их доля каждый год растет в общей массе отходов. Это, очевидно, связано с все большим применением полимерной упаковки и широким использованием одноразовых предметов. Но нельзя полностью отвергать идею «одноразовости», ведь благодаря ей появились, например, одноразовые шприцы и другие материалы медицинского назначения. Необходимо заметить, что большинство одноразовых предметов производят из бумаги или пластмассы. Пластмассу, в свою очередь, производят из так называемых невозобновляемых природных ресурсов, таких, как нефть, уголь, природный газ. Использовав одноразовый продукт, мы его выбрасываем. И, конечно же, прямо на свалку. Разлагаются же эти “мелочи” десятилетиями, а то и столетиями. С другой стороны, при горении и разложении многих пластмасс выделяются отравляющие вещества «(соединения хлора, угарный газ, цианиды, диоксины)» (Константиков В.М., 2000 г, с.141). Они и образуются постепенно на свалках, отравляя воздух и грунтовые воды. В крупных городах нашей страны около 30% общего объема ТБО составляют упаковочные отходы, из которых вторично перерабатывается около 10%, остальные — «складируются на свалках». Летом 2015 г в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания на тему «О необходимости законодательного регулирования обращения с упаковочными отходами», где было отмечено, что проблема их утилизации имеет исключительное значение.

3. Металлические отходы — общее название различного металлического мусора. Сюда можно отнести консервные банки и банки из-под напитков, различные металлические крышки, формочки, обертка из фольги, пустые аэрозольные упаковки, а, например, батарейки и аккумуляторы являются токсичными ТБО.

4. Бумажные отходы (макулатура) — отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона.

5. Стеклянные отходы. Основной объем отходов стекла образуется за счет различных видов стеклотары. Основными потребителями стеклянной тары являются консервная промышленность, производители пива, алкогольных и некоторых других напитков (вода, молочная продукция).

2.2 Проблема загрязнения биосферы ТБО

В настоящее время одной из основных экологических проблем является проблема загрязнения биосферы бытовым мусором. На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем, по различным данным, от 300 кг до одной тонны мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а сыпать в одну кучу, образуется гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы. Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Доля такого мусора увеличивается с каждым годом. Это характерно не только для промышленности, сельского хозяйства, мегаполисов, но и для отдельно взятых жителей (Протасов В.Ф., 2010, с.43). «Ситуация с утилизацией ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2%, так как сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых, значительная часть населения живет в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько емкостей для разных фракций отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения. Несмотря на строительство специальных полигонов и создания свалок с упрощенным контролем, к сожалению, повсеместно вокруг городов, сел и садовых кооперативов растут ожерелья несанкционированных свалок. В–третьих, в России недостаточно мусороперерабатывающих предприятий. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах. С «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие легкие отходы. Эти свалки не только уродуют ландшафт, но и угрожают человеческому здоровью» (Голубев И.Р., 2005, с.56).

  • Опасность свалок

«Свалки бытовых отходов представляют серьезную опасность, т.к. существенно влияют на все компоненты окружающей природной среды и являются мощным загрязнителем атмосферного воздуха (метан, сернистый газ, растворители и др.), почвы и грунтовых вод (тяжелые металлы, растворители). Эти свалки являются, кроме того, еще рассадниками мышей, крыс, насекомых и могут стать источником инфекционных заболеваний, особенно в южных районах страны» (Невский Г.В.,2003, с.156). «Особенно опасным является ртутное загрязнение, происходящее в первую очередь из-за попадания ртутьсодержащих разрядных ламп на свалки бытовых отходов. Ртуть отнесена к группе особо вредных элементов, включенных в перечень приоритетных загрязняющих веществ. В определенной степени это вызвано тем, что ртуть является летучим металлом, способность испарения которого расширяет зону его непосредственного присутствия, кроме того, ртуть может превращаться (при помощи почвенных, водных микроорганизмов) в метилртуть, попадать в пищевые продукты и вызывать массовые отравления» (Константинов В.М., 2000, с.67). В результате неконтролируемого поступления бытовых отходов и накопления их, возникает угроза изменения мирового баланса кислорода и углекислого газа, уменьшения запаса чистой воды, деградации водоемов, загрязнения и захламления почв. Большое количество химических веществ с территорий свалок выделяется в атмосферу вследствие разложения мусора. Выделение мусорного газа приводит к опасности возникновения взрывов и пожаров. Низкие температуры горения или разложение служат причиной неприятного запаха, обусловленного наличием в воздухе не полностью сгоревших веществ – сложных комплексных органических соединений. Последние практически не поддаются лабораторным определениям и их влияние на здоровье людей не оценивалось.

  2.4. Разложение ТБО.

Для того чтобы в природной среде разложились некоторые предметы необходимо:

Таблица.

Предмет Время   разложения
Бумага От 2 до 10 лет
Изделия из ткани 2-3 года
Консервная банка Более 90 лет
Фильтр от сигареты 100 лет
Полиэтиленовый пакет Более 200 лет
Пластмасса 500 лет
Стекло  Более 1000 лет


(Невский Г.В., 2003, с. 77)

  • Описание работы

3.1. Объект исследования.

Длина автотрассы Елец – Казаки составляет 15 км, она является автомобильной дорогой регионального значения, проходит через наше село.  Вдоль дороги, проходящей по нашему селу, располагается наша школа, остановка общественного транспорта, магазины, Дом культуры, сельская администрация, библиотеки. Наше село – одно из самых крупных сёл района. Оно очень красивое, располагается на холмистой местности. Летом утопает в зелени и цветах. В последние годы оно признается администрацией района как  одно из наиболее благоустроенных в Елецком районе. Администрация муниципального района уделяет внимание  благоустройству, поддержанию чистоты и порядка на улицах села,  вдоль дороги, проходящей по селу. Ежегодно весной на сессии совета депутатов обсуждается вопрос об уборке территории организациями, учреждениями, предприятиями, расположенными в селе. Вдоль трассы расположена и наша школа №2, в которой мы учимся. Поэтому мы – обучающиеся, тоже вносим свой вклад в благоустройство и следим за чистотой вдоль дороги и около школы.

Весной, когда тает снег, нашему взору открывается весьма неприглядная картина. Повсюду: вдоль обочины автотрассы,  около магазинов, на автобусных остановках мы видим кучи мусора, в основном, это пластиковые и стеклянные бутылки, различные обёртки, полиэтиленовые пакеты.  Кроме того, вдоль дороги  образовалось множество несанкционированных, т. е. не разрешённых официально, свалок. Я заметила, что в этих местах скудная растительность и нет никаких насекомых и червей.

3.2. Методы  и результаты исследований

В течение нескольких лет проводились наблюдения, подсчет количества мусора вдоль трассы и опрос автолюбителей нашего села и проезжающего транзитного транспорта (помогал инспектор ГИБДД). Вопросы  анкеты были следующие (Приложение 1): «Оставляете ли вы мусор вдоль дороги, проезжая по ней?», «Кто должен следить за чистотой на дорогах?» На вопрос «Какова причина большого количества мусора вдоль автодороги Елец-Казаки?»,  «Как нужно бороться с водителями, пассажирами, загрязняющими автотрассу мусором?», ответы были следующими: 73% из них ответили, что причиной этих свалок является низкая экологическая культура населения, невоспитанность, безразличие, неуважение к селу, дорожникам. 19% считает причиной большого количества мусора –  отсутствие мусорных баков. 15% считают, что причиной образования свалок является плохая организация вывоза мусора.  На вопрос «Как вы относитесь к свалкам?»,  9% опрошенных ответили, что им безразлично, имеются ли свалки в нашем селе, вдоль трассы. 63% возмущены тем, что люди вываливают мусор в неположенных местах, 34%  опрошенных утверждают, что сами они никогда не выбрасывают мусор в неположенном месте. Больше половины жителей периодически убирают мусор вокруг своих домов.

На вопрос: «Как вы думаете, кто должен следить за чистотой улицы в нашем селе и вдоль автотрассы?»,  63% ответили, что поддержание чистоты на улице – дело самих жителей и водителей. В соответствии с Постановлением о благоустройстве жители обязаны поддерживать чистоту территории по периметру своего владения на расстоянии 15 метров.

7% опрошенных считают, что следить за чистотой улиц обязана исключительно районная  администрация. 23% думают, что заботиться о чистоте улиц должны дорожники, 3% – сельская администрация и сами жители. % детей ответили, что выкинут  ые контейнеры для замораживания ягод. олее долговечна че ды. вые отходы, массовая доля которых вИ всё-таки большая часть опрошенных (67%) убеждены в том, что чистота дорог на совести самих водителей и их пассажиров!  Задачами территориального общественного самоуправления, в частности, являются общественный контроль за санитарно – эпидемиологической обстановкой и пожарной безопасностью, состоянием благоустройства на соответствующей территории,  участие в общественных мероприятиях по благоустройству территории.

Таблица1. Количество автомобилей

Кол-во автомобилей 2014 2015 2016 2017 2018
за час 414 456 481 568 591
за сутки 7452 8208 8658 10224 10638
за неделю 52164 57456 60606 71568 74466
за год 2719980 2995920 3160170 3731760 3882870

Диаграмма 1. Количество автомобилей за год

                      2014       2015         2016      2017       2018

Количество мусора, собираемого дорожными службами на участке в 1км (1000м) в среднем равно 3 м3 за неделю в  2014,  4 м3 в 2015,  6 м2 в 2016 г,

7 м2  в 2017 г8,5м2 в 2018 г.

Таблица 1. Количество мусора на автотрассе

Год Количество автомобилей за неделю Объем мусора, собираемого за неделю на 15 км, м3 Объем мусора 1 авт. за неделю, м3 Объем мусора 1 авт. за год (52 нед), м3 Объем мусора всех автомобилей в год, м3
2014 52164 3·15=45м3 45:52164=0,00086 0,0447 2719980·0,0447= 121583
2015 57456 4·15=60м3 60:57456=0,001 0,052 2995920·0,052= 155788
2016 60606 6·15=90м3 90:60606=0,0015 0,078 3160170·0,078= 246493
2017 71568 7·15=105м3 105:71568=0,0015 0,078 3731760·0,078= 291077
2018 74466 8,5·15=1275м3 1275:74466=0,0171 0,89 3882870·0,89= 3455754

Диаграмма 4. Объем мусора, выбрасываемого вдоль автотрассы всеми автомобилями в год (м3)

                             2014       2015     2016     2017      2018

В среднем автомобили выбрасывают за год на данном участке 1331108 м3 ТБО. Это колоссальная цифра!!!

Результаты, полученные  в 2018 году  говорят о том, что с ростом количества проезжающего транспорта, количество выбрасываемого мусора вдоль автотрассы тоже растет, что опасно для экологии нашей местности.

  • Заключение.

4.1.Выводы:

  • Гипотеза подтвердилась
  • Выявлена проблема загрязнения автотрассы и прилегающей к ней территории бытовыми отходами
  • С увеличением количества проезжающих автомобилей растет объем мусора вдоль дорог
  • Все автомобили на исследуемом участке выбрасывают в год в среднем 199797,36 м3 бытовогомусора
  • Дорожные службы следят за чистотой автотрассы и один раз в две недели собирают его с ранней весны до поздней осени.
  • Предложения автомобилистов: больше площадок для отдыха и рядом с ними мусорных баков.

4.2. Рекомендации

  • Соблюдать чистоту на дороге!
  • Привлекать население и школьников для сбора мусора около своих домов и вдоль прилегающей автотрассы.
  • Оборудовать  вдоль трассы места отдыха и места для сбора бытового  мусора.
  • Перед такими площадками установить таблички: «Через 500 м места отдыха»
  • В автошколах ввести курс для будущих водителей и пассажиров о правилах поведения на дорогах, о соблюдении чистоты на дорогах
  • В школе на уроках экологии, ОБЖ напоминать детям о соблюдении чистоты на дороге во время поездок и напоминать об этом другим пассажирам, водителям. Повышать экологическую культуру населения.
  • Повесить вдоль трассы плакаты с надписью «Водитель, соблюдай чистоту на дороге!», «Уважайте труд дорожников!»

4.3. СХЕМА (КАРТА) РАСПОЛОЖЕНИЯ МУСОРНЫХ БАКОВ ВДОЛЬ АВТОТРАССЫ ЕЛЕЦ-КАЗАКИ

Мусорные баки на схеме (карте) вдоль автотрассы обозначены звёздочками.

          В процессе выполнения данного проекта я стала более внимательно относиться к проблеме мусора на дороге, стала следить за чистотой около школы, около дома, следить за родителями, чтобы они не выбрасывали мусор. Провела беседы со своими сверстниками и их родителями по соблюдению правил поведения на автодороге и, самое главное, мною выпущен буклет, который я раздала водителям, а также работникам службы автоинспекции и жителям.

Список использованных источников

  1. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг. – М.: Агар Рондеву-АМ, 2000.- 567с.
  2. Бринчук М. М. Экологическое право.- М.: Юрист, 2000. – 567с.
  3. Голубев И. Р., Новиков Ю. В. Окружающая среда и её охрана. М.: Просвещение, 1985, – 324с.
  4. Гусев Р. К. Экологическое право. – М.: ИНФРА-М, 2000, – 761с.
  5. Защита окружающей среды от техногенных воздействий под ред. Невской Г. В. – М.: МГОУ. 2003. – 231 с.
  6. Константинов В. М. Охрана природы. – М.,2000.-289 с.
  7. Методическое пособие для проведения экологических исследований. – Липецк, 2006 г.  – 224 с.
  8. Охрана окружающей среды. – М.: Высшая школа, 1991. – 299 с.
  9. Попова Т. А. Экология в школе: Мониторинг природной среды. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
  10. Протасов В.Ф.Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие.-2-е изд.-М.: Финансы и статистика, 2000.-672 с.
  11. Федеральный закон «Об охране окружающей среды», принят ГД 20.12.2001 (с изменениями на 28 декабря 2016 года)
  12. Экология, охрана природы и экологическая безопасность. Учебное пособие в 2-х книгах под ред. Проф. Данилова-Данильяна В. И. М.: МНЭПУ, 1997.
  13. http://www.ecounion.ru/ru/site.php?&blockType=255
  14. http://www.ecosystema.ru/07referats/transport.htm

Приложение 1.

Анкета «Автодорога и мусор».

  1. Как вы относитесь к свалкам мусора вдоль автодорог?
  2. Какова причина большого количества мусора вдоль автодороги  Елец – Казаки?
  3. Как вы думаете, кто должен следить за чистотой улицы в нашем селе и вдоль автотрассы?
  4. Как нужно бороться с водителями, пассажирами, загрязняющими автотрассу мусором?
  5. Убираете ли вы мусор вдоль своих домов?
  6. Чтобы вы посоветовали для повышения экологической культуры водителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *