«ВОДОЁМЫ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ. ОБИТАТЕЛИ МЕСТНЫХ ВОДОЁМОВ»

ЗАНЯТИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА ТЕМУ:

«ВОДОЁМЫ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ. ОБИТАТЕЛИ МЕСТНЫХ ВОДОЁМОВ»

Радина Марина Валентиновна, учитель биологии и химии МБОУ СОШ №2 с.Казаки Елецкого муниципального района Липецкой области

Пояснительная записка

Данное занятие проводится во внеурочной деятельности  в 5 классе  (см.  раздел  1,  занятие №2-3  рабочей программы), рассчитано на 2 часа

     Форма проведения: экскурсия.

    Цель занятия: посетить водоемы нашей местности: реку Воргол и близлежащий пруд, оценить состояние водной экосистемы местного водоёма  и познакомиться с их обитателями,  углубить знания учащих­ся о строении водной экосистемы, ее функцио­нировании и влиянии деятельности человека на ее состояние.

    Задачи:

  • продолжить знакомство учащихся с осо­бенностями водной среды обитания и при­способлениями к жизни в ней растений и животных;
  • показать зональность распределе­ния водных растений;
  • рассмотреть трофические группы орга­низмов водных экосистем;
  • провести учет видов, обитающих на по­верхности воды и выявить факторы, влияю­щие на снижение численности данных видов.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные результаты Предметные результаты
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
Самоопределение, смыслообразование, оценивание личностных ценностей Поиск необходимой информации, самостоятельное выделение и формулирование цели, задач, умение выделять главное, умение оформлять добытые факты и предоставлять их на обсуждение других, оценка процесса и результата деятельности   умение анализировать, обобщать, делать выводы Умение слушать и вступать в беседу, умение строить продуктивное взаимодействие в группе, умение выражать свои мысли     Целеполагание; планирование; прогнозирование результатов; оценка уровня знаний учащихся Осознание важности  знаний в жизни современного человека. Определение темы, цели и задач экскурсии. определение основных  этапов. Наблюдение  и оформление результатов экскурсии    

Основные понятия: наблюдение, исследование, многообразие живых организмов в водной среде и прибрежной зоне.

Межпредметные связи: предмет «Окружающий мир», «Биология», «Экология».

Оборудование:

  • Дневник наблюдений;
  • Раздаточный материал для работы в группах карандаш, складной метр, компас, бинокль, сачок, ручная лупа, банки, пластмассовое ведро для взятия проб.

                                         Методическая часть

Этапы занятия Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность учащихся
Подготовка к экскурсии   Задачи: вспомнить, обобщить  ранее полученные знания об особенностях прибреж­ной и водной среды, их взаимосвязи в жиз­ни экосистемы водоема, активизировать подготовку учащихся к проведению самостоятельных наблюдений по изучению водных и прибрежных обитателей водоёма 1.Проводит инструктаж по ТБ во время проведения экскурсии. Знакомит с оборудованием. (Приложение 1-2).   Учитель раздал детям опережающее задание: текст-помощник для ознакомления с обитателями водоёма Можно посмотреть фильм «Экскурсия на водоём», «Паук серебрянка»   Вводная беседа. -Какими свойствами обладает вода, как среда обитания организмов?   -Что такое теплоем­кость, почему у воды теплоемкость высокая (ведь для нагревания 1 мл воды на 1°С тре­буется 1 кал. тепла).  Учитель объясняет понятие теплоёмкости и подводит уча­щихся к выводу о том, что именно высокая теплоемкость обеспечивает устойчивый тем­пературный режим водоемов.   -Как влияет световой режим на жизнь растений и животных? Учитель поясняет, что, что све­товой режим водоема зависит от двух фак­торов: отражения солнечных лучей от по­верхности воды и от их поглощения водой.   – Какие газы растворены в воде и какое значение они имеют для живых организмов? Сообщение учащегося Учитель дополняет: основной ограничивающий фактор в жизни растений и животных водоема — недостаток кислоро­да (здесь его в 21 раз меньше, чем в атмосфе­ре).  Его количество зависит от температуры воды, перемещения ее слоев, а главное — от численности и многообразия живущих в ней представителей растительно­го мира. -Почему? -А какой газ необходим растениям для фотосинтеза? Учитель дополняет: жизненно важное значение для живых организмов имеет насыщенность воды угле­кислым газом, так как этот газ необходим для процесса фотосин­теза водных растений.   -Из чего состоят раковины данных животных? (Учитель помогает: из карбонатов, известняка, мела))  Учитель поясняет, что важна роль углекислого газа в различных химических реакциях, напри­мер в образовании карбонатов, используе­мых водными животными для построения раковин и панцирей.   Просмотр видеофрагмента о водомерках. Беседа: -Почему водомерки не тонут? Учитель поясняет, что у воды есть ещё важное свойство— её поверхностное натяжение. «На экскурсии мы постараемся  заметить таких  насекомых, которые, раскинув свои длинные ноги, быстрыми и ловкими толчкообразными движениями скользят по поверхности стоячих и медлен­но текущих вод».   -Какой вывод можно сделать о свойствах и составе воды?   Учитель: -А какие живые организмы обитают в водной среде: у береговой зоны, в толще воды и придонной области? Каково строение водной экосистемы?   Вспомните особенности на­земной береговой зоны как части экосисте­мы? Учитель поясняет, что большое разнообразие этих растений создает условия для поселения и кормления различных животных (моллюски, стрекозы, выпи, камышовки, кулики, водяная полевка и т.д.   -Приведите примеры различной приспособленности организмов к данным условиям среды. Учитель поясняет, что  если  прибрежное растение частуху подорожниковую, и рдест плаваю­щий вытянуть его из воды, стебли и листья сразу поникают и повисают. Учитель подводит итоги обсуждения вопросов о строении водной экосистемы и помо­гает ученикам выделить основное условие функционирования экосистемы, в первую очередь — наличие многочисленных трофи­ческих связей (“продуцентов”, “консументов”, “редуцентов”) Беседа: -Как  взаимосвязаны эти компо­ненты в экосистеме? –Приведите примеры значения растений для животных и животных для растений             -Вспомните цель экскурсии?     Прослушивают инструктаж и расписываются в специальном журнале   Изучают текст (Приложение 3)   Просмотр фильма     Отвечают на вопросы   Слушают.                   Отвечают на вопросы             Дети отвечают:  «Кислород. Он необходим для дыхания». Учащийся рассказывает: (опережающее сообщение о факторах живой и неживой природы) Остальные слушают, запоминают и отвечают на вопросы .   Дети отвечают: при фотосинтезе растения выделяют кислород.           Если учащиеся затрудняются ответить на вопросы, то учитель им помогает Просматривают видеофрагмент о водных раковинных животных-моллюсках. Отвечают на вопросы Просматривают видеофрагмент о водомерках. Отвечают на вопросы.             Формулируют  выводы       Отвечают на вопросы.       Большое разнообра­зие видов растений (осоки, камыш, трост­ник, рогоз, калужница, лютики),       Смотрят фильм.   Слушают учителя.   Формулируют  выводы о многообразии обитателей   Ребятам приводят примеры различной приспособленности организмов к данным условиям среды.       Отвечают на вопросы. Приводят примеры из собственных на­блюдений, когда растения служат кормом для животных, а также защитой и хорошим укрытием. Проговаривают цель предстоящей экскур­сии — знакомство с разнообразием организ­мов местных водоёмов
Формирование групп   Проводит инструктаж по выполнению групповых заданий.  Раздаёт инструктивные карточки для групп с заданиями (Приложение 4, 5, 6, 7) Знакомство заданиями в группах Знакомятся с инструктивными карточками, с заданиями в группах  (Приложение 4, 5, 6, 7)
Определение маршрута экскурсии   Задает задание: Нарисовать в дневнике наблюдений маршрут экскурсии (маршрутный лист). Определить места отдыха. Обсуждение плана экскурсии (Маршрут — это не путь движения обучающихся, а логически связанные между собой «объекты внимания», остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.) Составляют схему маршрута.   План экскурсии записывают в дневник наблюдений
Самостоятельная работа в группах Запись наблюдений к отчету Запись наблюдений. Оформление отчета по плану  (Приложение 8) По ходу экскурсии наблюдения записывают в дневник
Подведение итогов экскурсии Формулирование выводов Проводит итоговую беседу по теме экскурсии Организует  фронтальный опрос «Закончите предложения» Я сегодня узнал,  …. Меня удивило … Я хочу  ….. Вызвало затруднения… Пожелания …. Учитель предлагает провести самооценку работы на экскурсии с помощью жестов кисти: отлично, хорошо, плохо Отвечают на вопросы. Формулируют выводы             Оценивают
Оформление отчета экскурсии. Д/З -Оформить отчет об экскурсии. -Творческое задание: создать презентацию об экскурсии Записывают задание
Возвращение с экскурсии Осмотр территории и приведение ее в порядок.   Осматривают территорию и приводят ее в порядок.

Педагогический комментарий

     Данное занятие можно провести и в урочное время по биологии при изучении разделов:

-«Растения», 6 класс: экскурсия по теме «Видовой состав водоёмов нашей местности»;

-«Животные», 7 класс: экскурсия по теме «Многообразие животных водоёма нашей местности», «Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края».

     По данным темам можно создать проекты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *